admin / 31.12.2017

Реставрация звука

О том, как убирать искажения не надо и почему

На скрине выше не очень хорошо видно, так как я чуть отодвинулся для масштаба, но длительность такого колебания — жалкие 80 микросекунд. Проделываем нехитрые вычисления:

T = 0.00008 мс (период)
F = 1 / T = 12500 Гц (частота)

Самое время вспомнить первый факт, озвученный ранее: очевидно, в подобной записи 12-ти килогерцам взяться неоткуда, так что практически наверняка это тоже шумы. Тут можно было бы обратиться к спектрометру, однако, так как эти колебания имеют совсем уж мизерную амплитуду, а кроме того, их, почему-то, слишком много, на спектральном представлении они совершенно не выделяются и похожи на тёмный-тёмный точечный фон (картинка с более контрастным квадратом это как раз оно и есть).

Врядли такие косяки возникли из-за движения иглы. Я полагаю это микро-трещины на воске, которые появились, скорее всего, из-за времени.

В идеальном случае, может показаться будто было бы круто просто взять и вырезать такие места, причём целыми периодами: так как эти колебания приходятся на места, где у нас фактически дефекты записи, однозначно можно сказать, что никакой полезной информации они не несут, а так как нам не принципиально сохранение оригинального тайминга композиции, мы могли бы смело их удалять — в среднем они длятся не более 100 мкс, это совершенно мизерный промежуток, на слух такое заметить нереально.

Только вот, живём мы не в идеальном мире (хотя, это как посмотреть), так что это достаточно скверная идея. Дело в том, что при удалении участка, происходит т.н. smoothing, т.е. сглаживание уровней соседних точек. Так как это у нас цифра, такие мельчайшие неровности после сглаживания это самый натуральный В/Ч шум. Мы его немного ограничили снизив частоту дискретизации файла, но тем не менее. Тут можно было бы попробовать порезать такой шум эквалайзером после всех удалений, но, опять же, это изменит форму волны, а в силу того что звук у нас цифровой, тут всё упирается в математику — сделать эквалайзером ровный срез по нужной частоте просто так не получится. Кроме того, как я говорил выше, таких искажений слишком много, отчего ручками вот так всё править практически бессмысленно — такие фрагменты имеют длительность порядка 100 мкс, а значит для того чтобы это «улучшение» было хоть немного заметно на слух (теоретически), вам нужно удалить просто невероятное количество таких участков. При этом, так как в остальном файле эти искажения никуда не денутся, «чистый отрезок» в пару миллисекунд будет банально незаметен на фоне шумных. И ещё бочка дёгтя — результаты сглаживания сотен удалённых отрезков создадут такой шум, что первоначальный вариант (который был без правки) покажется вам даже лучше того что у вас в итоге получится.

Помимо всего перечисленного, волны порой интерферируют друг с другом совершенно невообразимым образом (простите за тавтологию), отчего однозначно понять где конкретно искажение, а где, скажем сибилянты, очень сложно — для этого, как минимум, нужно хорошо знать особенности человеческой речи, формирование гармоник и всё остально. Так что, даже если бы не smoothing, при таком удалении есть неиллюзорный шанс банально попортить изначальный звук, сломав интерференционную картину.

И тем не менее, лекарство от данных болячек есть — ниже я покажу как подчищать звук, в том числе и от подобных искажений.

Хинт о том, как удобно юзать избранное в Audition

Собственно, идея тривиальна. В Audition для произвольного участка записи мы можем задавать определённый график изменения громкости (Amplitude and Compression -> Envelope). Т.е. например можем сделать плавное затухание, или резкое появление. Ну в общем, нарисовать можно, что душе угодно. Обычно этот инструмент применяется для больших масштабов. Однако, я придумал как его можно использовать на микромасштабах. Открываем «Избранное» (Окно->Избранное) и создаём новый пункт. Выбираем эффект Envelope и правим настройки. В настройках создаём простейший график-дугу, с одной единственной точной-минимумом ровно по центру графика (50% время, 50% амплитуда). Придумываем имя, сохраняем и двигаемся к нашему первому щелчку.

Теперь вам надо всего лишь выбрать на максимальном приближении один период волны «щелчка», который зашкаливает и два раза щёлкнуть по созданному эффекту в избранном. Вуаля — щелчёк по уровню становится примерно равен окружающим его колебаниям. Этакий «ультрапрецизионный софтлимиттер». В принципе можно добиться аналогичного эффекта и Hard Limiter’ом, но он порежет под один уровень все звуки в треке, а нам надо резать только ненужные.

Кроме того там ещё есть ряд нюансов — например часто просто невозможно подобрать такие настройки, при которых лимиттер режет только то что нужно, например, когда щелчки слишком резкие.

После того, как самые громкие щелчки были побеждены, пришло время избавляться от мелких искажений, которые есть по всему файлу. В предыдущем спойлере я уже рассказал как их удалять не стоит, а сейчас расскажу как делать это более-менее правильно.

Тут нам снова пригодится спектральное отображение сигнала. Если зорким взором окинуть панель инструментов в этом режиме, в глаза бросается вещь, вроде бы совсем не связанная с миром аудио-редакторов. Кисть. Она-то нам и нужна.

Antananarivo

Она позволяет удалять произвольные участки на спектре. Будто динамический сверх-точный эквалайзер.

Помните я писал, что щелчки имеют широкий спектр, а вот музыкальные звуки хорошо читаются на их фоне? Сейчас мы этим и воспользуемся. Выбираем эту кисть, ищем момент где у нас идёт такой вот столбик шума на фоне музыки. Далее рисуем этой кистью в местах где у нас только шум, не затрагивая при этом музыкальную линию. Далее нажимаем del, затем передвигаем ползунок выделения чтобы просмотреть чё у нас получилось, либо просто начинаем рисовать кистью на новом месте. И видим что там, где только что удаляли, у нас теперь темнота, то есть тишина.

Далее повторяем эту процедуру для всех мест, где всё ещё отчётливо слышны щелчки. В принципе, при должной упорности, можно вообще во всех местах выкорчевать вообще всё, оставив только гармоники.

Только это неблагодарное занятие, на самом деле. Потому что в реальности звуки имеют гораздо более сложную природу и помимо шумов между главными гармониками часто присутствуют менее важные призвуки. Но несмотря на то, что они менее важны, они придают звуку более естественный окрас и характерность, чего можно лишиться, если приняться выпиливать вообще все не гармонические звуки.

Кстати, помните я писал про то, что при удалении периодов появляется некий шум, которому вроде как и взяться неоткуда? Долго работая кистью в спектрографе, можно заметить что даже в этом режиме такой шум тоже иногда появляется — вокруг удалённой области непонятно откуда появляются белые участки — это оно и есть.

Внимательный читатель, наверняка ещё задаётся вопросом, а почему я, для того чтобы получить профиль шумов (там где «свистят птицы») использовал эквалайзер, а не эту «кисть», коль скоро там ничего, кроме свиста нет?

На самом деле вопрос хороший, так действительно можно было бы сделать, но мне, во первых лень было обводить всю огибающую, а во вторых, т.к. свистит тут у нас не идеальный синтезатор, остаётся вероятность наличия в свисте дополнительных гармоник, которые также присутствуют и в остальной песне. А если мы посчитаем на их основе шумовой профиль, то, очевидно, ошибочно избавимся от них при обработке. Хотя, на самом деле, конечно, основную роль конкретно в этом случае сыграла моя лень…

Итак, в качестве финальных штрихов прогоняем Automatic Click remover в режиме чуть сильнее среднего (верхний ползунок 30, нижний 75) — он уберёт резкие щелчки, которые могли появиться в результате наших манипуляций. И эквалайзером ещё раз срезаем всё выше 5 кГц и ниже 100 Гц. Далее нормализуем файл до 100%. Я ещё удалил самое начало файла, буквально полсекунды где-то, там всё равно после всех наших манипуляций ничего не осталось.

Кстати, в оригинальной статье не было упоминания, да и теги в файле проставлены не были, исполнители оригинала: Harlan And Belmont.
А Byron Harlan даже есть на discogs.com.

Вот, для сравнения, ссылка на оригинал: Тыц
А вот мой результат: Ты-дыц

«Компромиссно записанный звук нуждается в реставрации. Она должна проводиться в специально подготовленном помещении на профессиональных контрольных мониторах, обеспечивающих параметры, соответствующие критериям последующего использования вашей продукции. Контролировать процесс реставрации через мультимедийные колонки — все равно что рисовать в темноте.

Во-первых, постарайтесь критически оценить фонограмму целиком. На треках с актерским озвучанием необходимо вырезать все частоты ниже 100…120 Гц. Если голос звучит или должен звучать далеко, то частоту среза можно поднять. Этот незамысловатый прием поможет избавиться от нежелательных проникновений задувания ветра, НЧ-колебаний (например, шагов по паркету), передающихся на мембрану микрофона через корпус, стойку и пол, на котором он установлен, а также от фрикативных (взрывных) согласных звуков, «заплевывания» микрофона при близком расположении к нему.

Если голос звучит тускло и неразборчиво, попытайтесь исправить ситуацию с помощью многополосного компрессора, в котором наиболее чувствительные параметры будут установлены на частотах 3…5 кГц.

От нелинейных искажений в виде ровного белого шума можно избавиться несколькими способами. Наиболее эффективный — это компьютерный плагин de-noiser, работающий на основе противофазных вычитаний составляющих частотного спектра, идентичных образцу шумового семпла. Этот плагин способен убрать весь шум из фонограммы, но оставит ее безжизненной, лишенной естественных атмосферных шумов и натуральности звучания тембров. Многополосные экспандеры для шумоподавления бережнее относятся к звуку, но качественные алгоритмы стоят больших денег.

Если шумов в фонограмме немного, можно воспользоваться эквалайзером, желательно параметрическим.

«Antananarivo» — перевод на русский

Как правило, критическая зона шума находится в районе 7…12 кГц. Необходимо найти несколько критических частот и вырезать их с наиболее узким коэффициентом добротности. Затем трек обрабатывается гейтовым экспандером, который мягко «придавит» оставшиеся шумы в паузах между репликами. Эта процедура впоследствии поможет более качественному и легкому наложению атмосферных шумов и музыки. И не забудьте отредактировать трек по уровню! Он должен быть полностью «читаем» даже на маленькой громкости.»-пишет Кирилл Буканов. «Звук в малобюджетном кино: проблемы и решения». «Звукорежиссёр» №10, 2007 г.)

Читать далее

Ищите, как восстановить удаленные файлы? Удалили важные документы, сжатые архивы или цифровые фотографии с флешки?

Нужно восстановить данные после форматирования логического раздела NTFS или FAT? Случайно отформатировали жесткий или внешний диск?

Восстановление удаленных файлов программой

RS File Recovery

В восстановлении файлов с жесткого диска нет ничего сложного. Используя программу RS File Recovery, восстановить данные после форматирования сможет даже ребенок. Столь простой в применении программу, которая использует в своей работе сложнейшие алгоритмы, делает встроенный в нее стандартный «проводник» MS Windows.Также к услугам пользователя целый набор функций, который сделает работу с программой простой и удобной.

СкачатьРегистрацияСкриншоты

Функцию предварительного просмотра очень удобно использовать при восстановлении файлов цифровых изображений и документов Microsoft Office. Она отображает содержимое удаленного файла в том виде, в котором он существовал до форматирования жесткого диска. А то, что можно увидеть, гарантированно можно и восстановить.

RS File Recovery позволяет сохранять восстановленные удаленные файлы не только на жесткий или съемный диски, но и записать их на CD/DVD-носитель, а также выгрузить в Интернет через FTP-сервер.

Только с RS File Recovery восстановление удаленных файлов – не только простая, но и приятная задача.

Возможности программы:

  • Восстановление файлов после очистки “Корзины” (“Recycled Bin”) или удаления без использования “Корзины” (“Shift” + “Del”);
  • Восстановление данных, утерянных после форматирования, сбоя или удаления логического раздела FAT или NTFS;
  • Восстановление данных с образов и дисков виртуальных машин форматов: *.dsk, *.hdd, *.vdi, *.vhd, *.vhdx, *.vmdk;
  • Восстановление удаленных файлов с любых HDD дисков (Transcend, Western Digital, Sony и тд.), Usb флешек (Adata, Corsair, Kingmax, Kingston Datatraveler, Pqi, Silicon Power и тд.), карт памяти фотоаппаратов и мобильных телефонов (Microsd, Sandisk, SD, xD и тд.);
  • Восстановление документов Microsoft Office: Word (*.doc, .docx, *.rtf и др.), Excel(*.xls, .xlsx и др.), PowerPoint (*.ppt) и др. Восстановление документов Adobe Reader(*.pdf), файлов баз данных (*.pst *.dbf, *.mdb, *.1cd, *.mdf);
  • Восстановление цифровых изображений и фотографий любых форматов (*.cr2, *.crw, *.jpeg, *.jpg, *.psd, *.cdr, *.bmp, *.raw, …);
  • Восстановление видео и аудио файлов (*.avi, *.dat, *.mkv, *.mov, *.mpg, *.vob, *.wmv, *.m4p, *.mp3, *.wav, *.wma, …);
  • Поддержка популярных файловых систем exFAT / FAT 16 / FAT 32 / NTFS / NTFS 4 / NTFS5, и популярных ОС Microsoft Windows, включая XP, 2003, Vista, 2008 Server и Windows 7, 8, 10;
  • Сохранение восстановленных файлов на логический раздел, возможность записи на CD/DVD-носители, возможность выгрузки на FTP-сервер.

FILED UNDER : IT

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*