admin / 06.07.2018
Содержание
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона
Статья 2. Цель настоящего Федерального закона
Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Статья 4. Законодательство Российской Федерации в области персональных данных
Глава 2. Принципы и условия обработки персональных данных
Статья 5. Принципы обработки персональных данных
Статья 6. Условия обработки персональных данных
Статья 7. Конфиденциальность персональных данных
Статья 8. Общедоступные источники персональных данных
Статья 9. Согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных данных
Статья 10. Специальные категории персональных данных
Статья 11. Биометрические персональные данные
Статья 12. Трансграничная передача персональных данных
Статья 13. Особенности обработки персональных данных в государственных или муниципальных информационных системах персональных данных
Глава 3. Права субъекта персональных данных
Статья 14. Право субъекта персональных данных на доступ к его персональным данным
Статья 15. Права субъектов персональных данных при обработке их персональных данных в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке, а также в целях политической агитации
Статья 16. Права субъектов персональных данных при принятии решений на основании исключительно автоматизированной обработки их персональных данных
Статья 17. Право на обжалование действий или бездействия оператора
Глава 4. Обязанности оператора
Статья 18. Обязанности оператора при сборе персональных данных
Статья 18.1. Меры, направленные на обеспечение выполнения оператором обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом
Статья 19. Меры по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке
Статья 20. Обязанности оператора при обращении к нему субъекта персональных данных либо при получении запроса субъекта персональных данных или его представителя, а также уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных
Статья 21. Обязанности оператора по устранению нарушений законодательства, допущенных при обработке персональных данных, по уточнению, блокированию и уничтожению персональных данных
Статья 22. Уведомление об обработке персональных данных
Статья 22.1. Лица, ответственные за организацию обработки персональных данных в организациях
Глава 5. Государственный контроль и надзор за обработкой персональных данных. Ответственность за нарушение требований настоящего федерального закона
Статья 23. Уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных
Статья 24. Ответственность за нарушение требований настоящего Федерального закона
Глава 6. Заключительные положения
Статья 25. Заключительные положения
Вернуться
Вопрос: Кто, в каких случаях, и на каких основаниях вправе требовать от организации раскрытия персональных данных без согласия субъекта?
Ответ: Статья 7 закона о персональных данных возлагает на оператора (лицо, ведущее обработку персональных данных) обязанность по соблюдению конфиденциальности персональных данных, находящихся в его распоряжении. Исключения составляют два случая, когда эта обязанность может не соблюдаться: 1) в случае обезличивания персональных данных; 2) в отношении общедоступных персональных данных. Соответственно, требование органов власти о предоставлении информации может быть выполнено организацией только в указанных случаях. Иная ситуация возникает, когда требование о предоставлении (раскрытии) информации исходит от уполномоченного органа.
То есть право соответствующего органа власти получать информацию, содержащую персональные данные, должно быть установлено законом. В законе должны быть также определены условия, при которых органами власти предъявляются требования о предоставлении такой информации. Кроме того, законом на уполномоченный орган должен налагаться запрет на разглашение конфиденциальной информации, полученной им при исполнении своих полномочий (тайна предварительного следствия, возложение на антимонопольный орган обязанности по соблюдению охраняемой законы тайны, иное). При таких условиях передача конфиденциальной информации уполномоченному органу не будет считаться ее разглашением. Ниже приведены выдержки из отдельных нормативных актов, которые содержат нормы, регламентирующие деятельность уполномоченных органов при получении ими конфиденциальной информации. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (извлечение) Статья 22. Полномочия прокурора 1. Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе: • по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона; • требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций; Уголовно-процессуальный кодекс РФ (извлечение) Статья 182. Основания и порядок производства обыска 1. Основанием производства обыска является наличие достаточных данных полагать, что в каком-либо месте или у какого-либо лица могут находиться орудия преступления, предметы, документы и ценности, которые могут иметь значение для уголовного дела. 2. Обыск производится на основании постановления следователя. 3. Обыск в жилище производится на основании судебного решения, принимаемого в порядке, установленном статьей 165 настоящего Кодекса. 7. Следователь принимает меры к тому, чтобы не были оглашены выявленные в ходе обыска обстоятельства частной жизни лица, в помещении которого был произведен обыск, его личная и (или) семейная тайна, а также обстоятельства частной жизни других лиц. Статья 183. Основания и порядок производства выемки При необходимости изъятия определенных предметов и документов, имеющих значение для уголовного дела, и если точно известно, где и у кого они находятся, производится их выемка. Выемка предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях, а также вещей, заложенных или сданных на хранение в ломбард, производится на основании судебного решения, принимаемого в порядке, установленном статьей 165 настоящего Кодекса.
Защита прав субъектов персональных данных
Основным нормативно-правовым актом, регулирующим отношения, связанные с обработкой персональных данных, является Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»
Целью настоящего Федерального закона является обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.
В соответствии с ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 27 июля 2006г. № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее — Закон «О персональных данных»), Положением о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденным постановлением Правительства РФ от 16.03.2009 № 228, уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных, на который возлагается обеспечение контроля и надзора за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации, является Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
На территории Тверской области, в соответствии с Положением об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по тверской области, утвержденным Приказом Роскомнадзора от 25.01.2016 № 71, полномочия по контролю и надзору за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных возложены на Управление Роскомнадзора по Тверской области.
Закон «О персональных данных» установил следующие основные понятия:
— персональные данные — любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных);
— оператор — государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данных;
— обработка персональных данных — любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных;
— распространение персональных данных — действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц.
— предоставление персональных данных — действия, направленные на раскрытие персональных данных определенному лицу или определенному кругу лиц.
— информационная система персональных данных — совокупность содержащихся в базе данных персональных данных обеспечивающих их обработку информационных технологий и технических средств.
Также Федеральный закон № 152-ФЗ установил принципы обработки персональных данных, условия и порядок обработки персональных данных, права субъектов персональных данных, обязанности оператора, права и обязанности уполномоченного органа в ходе осуществлениям им своей деятельности, а также ответственность за нарушение требований данного Федерального закона.
Основными законодательными и нормативно-правовыми актами в области обработки персональных данных являются:
Конституция Российской Федерации от 12.12.1993;
Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»;
Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»;
Указ Президента Российской Федерации от 06.03.1997 № 188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера»;
Постановление Правительства РФ от 01.11.2012 № 1119 «Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных»;
Постановление Правительства РФ от 21.03.2012 № 211 «Об утверждении перечня мер, направленных на обеспечение выполнения обязанностей, предусмотренных Федеральным законом «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, операторами, являющимися государственными или муниципальными органами»;
Постановление Правительства РФ от 06.07.2008 № 512 «Об утверждении требований к материальным носителям биометрических персональных данных и технологиям хранения таких данных вне информационных систем персональных данных»;
Постановление Правительства РФ от 15.09.2008 № 687 «Об утверждении Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации»;
Приказ Роскомнадзора от 30.05.2017 № 94 «Об утверждении методических рекомендаций по уведомлению уполномоченного органа о начале обработки персональных данных и о внесении изменений в ранее представленные сведения
Уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных имеет право:
запрашивать у физических или юридических лиц информацию, необходимую для реализации своих полномочий, и безвозмездно получать такую информацию;
осуществлять проверку сведений, содержащихся в уведомлении об обработке персональных данных, или привлекать для осуществления такой проверки иные государственные органы в пределах своих полномочий;
требовать от оператора уточнения, блокирования или уточнения недостоверных или полученных незаконным путем персональных данных;
принимать в установленном законодательством Российской Федерации порядке меры по приостановлению или прекращению обработки персональных данных, осуществляемой с нарушением требований настоящего Федерального закона;
обращаться в суд с исковыми заявлениями в защиту прав субъектов персональных данных и представлять интересы субъектов персональных данных в суде;
направлять заявление в орган, осуществляющий лицензирование деятельности оператора, для рассмотрения вопроса о принятии мер по приостановлению действия или аннулированию соответствующей лицензии в установленном законодательством Российской Федерации порядке, если условием лицензии на осуществление такой деятельности является запрет на передачу персональных данных третьим лицам без согласия в письменной форме субъекта персональных данных;
направлять в органы прокуратуры, правоохранительные органы материалы для решения вопроса о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений, связанных с нарушением прав субъектов персональных данных, в соответствии с подведомственностью;
привлекать к административной ответственности лиц, виновных в нарушении Закона «О персональных данных».
Права субъектов персональных данных
Субъект персональных данных (физическое лицо, гражданин Российской Федерации) имеет право на обеспечение защиты его прав и свобод при обработке его персональных данных, защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.
Данное право человека и гражданина установлено статьей 23 Конституции Российской Федерации.
Глава 3 Закона «О персональных данных» устанавливает следующие права субъектов персональных данных:
1.
Субъект персональных данных вправе требовать от оператора уточнения его персональных данных, их блокирования или уничтожения в случае, если персональные данные являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки, а также принимать предусмотренные законом меры по защите своих прав.
2.
Сведения, должны быть представлены субъекту персональных данных оператором в доступной форме.
3. Субъект персональных данных имеет право на получение информации, касающейся обработки его персональных данных, в том числе содержащей:
подтверждение факта обработки персональных данных оператором;
правовые основания и цели обработки персональных данных;
цели и применяемые оператором способы обработки персональных данных;
наименование и место нахождения оператора, сведения о лицах (за исключением работников оператора), которые имеют доступ к персональным данным или которым могут быть раскрыты персональные данные на основании договора с оператором или на основании Федерального закона;
обрабатываемые персональные данные, относящиеся к соответствующему субъекту персональных данных, источник их получения, если иной порядок представления таких данных не предусмотрен Федеральным законом;
сроки обработки персональных данных, в том числе сроки их хранения;
информацию об осуществленной или о предполагаемой трансграничной передаче данных;
наименование или фамилию, имя, отчество и адрес лица, осуществляющего обработку персональных данных по поручению оператора, если обработка поручена или будет поручена таковому лицу;
иные сведения, предусмотренные настоящим Федеральным законом или другими Федеральными законами.
4. Субъект персональных данных вправе обжаловать действия (бездействия) оператора, осуществляющего обработку его персональных данных с нарушением требований Федерального закона № 152-ФЗ или иным образом нарушающего его права и свободы, в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных или в судебном порядке.
5. Субъект персональных данных имеет право на защиту своих прав и законных интересов, в том числе на возмещение убытков и (или) компенсацию морального вреда в судебном порядке.
Уведомление оператора об обработке персональных данных
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Закона «О персональных данных» операторы обязаны до начала обработки персональных данных уведомить уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных о своем намерении осуществлять обработку персональных данных. Уведомление, предусмотренное ч. 1 настоящей статьи, направляется в виде документа на бумажном носителе или в форме электронного документа и подписывается уполномоченным лицом. Уведомление должно содержать следующие сведения:
1) наименование (фамилия, имя, отчество), адрес оператора;
2) цель обработки персональных данных;
3) категории персональных данных;
4) категории субъектов, персональные данные которых обрабатываются;
5) правовое основание обработки персональных данных;
6) перечень действий с персональными данными, общее описание используемых оператором способов обработки персональных данных;
7) описание мер, предусмотренных статьями 18.1 и 19 настоящего Федерального закона, в том числе сведения о наличии шифровальных (криптографических) средств и наименования этих средств;
7.1) фамилия, имя, отчество физического лица или наименование юридического лица, ответственных за организацию обработки персональных данных, и номера их контактных телефонов, почтовые адреса и адреса электронной почты;
8) дата начала обработки персональных данных;
9) срок или условие прекращения обработки персональных данных;
10) сведения о наличии или об отсутствии трансграничной передачи персональных данных в процессе их обработки;
10.1) сведения о месте нахождения базы данных информации, содержащей персональные данные граждан Российской Федерации;
11) сведения об обеспечении безопасности персональных данных в соответствии с требованиями к защите персональных данных, установленными Правительством Российской Федерации.
В случае представления оператором уведомления, содержащего неполные или недостоверные сведения, Управление вправе требовать от оператора уточнения предоставленных сведений до их внесения в реестр операторов.
В соответствии с ч. 7 ст. 22 Закона «О персональных данных в случае изменения сведений, указанных в части 3 настоящей статьи, а также в случае прекращения обработки персональных данных оператор обязан уведомить об этом уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных в течение десяти рабочих дней с даты возникновения таких изменений или с даты прекращения обработки персональных данных.
Уведомление об изменении сведений представляется Оператором в территориальное управление Службы на бланке оператора в виде информационного письма с указанием основания изменения сведений в письменной форме, подписанное уполномоченным лицом, с указанием сведений в соответствии с ч. 3 ст. 22 Закона «О персональных данных».
Статьей 24 Закона «О персональных данных» установлено, что лица, виновные в нарушении требований настоящего Федерального закона, несут предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность.
Административная ответственность за невыполнение требований законодательства в области обработки персональных данных установлена статьями:
— ст.
13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливающей ответственность за нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных), (влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц — от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей).
— ст.
13.14. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливающей ответственность за разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом (за исключением случаев, если разглашение такой информации влечет уголовную ответственность), лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей (влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от четырех тысяч до пяти тысяч рублей).
Кроме того, статья 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает ответственность за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган сведений, представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом его законной деятельности, а равно представление таких сведений в неполном объеме или искаженном виде (влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц — от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц — от трех тысяч до пяти тысяч рублей).
Дела об административных правонарушениях предусмотренных статьями 13.11, 13.14 КоАП РФ, возбуждаются прокурором и рассматриваются судом.
Дела об административных правонарушениях предусмотренных статьей 19.7 КоАП РФ, возбуждаются уполномоченным органом и рассматриваются судом.
По состоянию на 31 декабря 2015 г. количество операторов, осуществляющих обработку персональных данных на территории Тверской области и внесенных в реестр операторов, осуществляющих обработку персональных данных составляет 4716.
По состоянию на 31 декабря 2016 г. количество операторов, осуществляющих обработку персональных данных на территории Тверской области и внесенных в реестр операторов, осуществляющих обработку персональных данных составляет 5151.
По состоянию на 31 декабря 2016 г. количество операторов, осуществляющих обработку персональных данных на территории Тверской области и внесенных в реестр операторов, осуществляющих обработку персональных данных составляет 5624.
Сведения о Реестре операторов, а также данные о внесенных уведомлениях об обработке персональных данных, осуществляющих обработку персональных данных, можно посмотреть на интернет-сайте Роскомнадзора — www.rsoc.ru, раздел «Направления деятельности Роскомнадзора», подраздел «Защита прав субъектов персональных данных».
Время публикации: 03.10.2009
Последнее изменение: 17.01.2018 08:33
207, 211; № 19, ст. 2672; № 51, ст. 7357; 2017, № 16, ст. 2397; № 17, ст. 2549; № 49, ст. 7444; 2018, № 8, ст. 1192), следующие изменения: а) в подпункте 30-27 слова: «, а также ведет реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, в том числе принимает решения о включении в него либо об исключении из него некоммерческих организаций, и реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, в том числе принимает решения о включении в него либо об исключении из него иностранных средств массовой информации» заменить словами: «; ведет реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, реестр некоммерческих организаций — исполнителей общественно полезных услуг, принимает решения о включении в них либо об исключении из них некоммерческих организаций; ведет реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, принимает решения о включении в него либо об исключении из него иностранных средств массовой информации»; б) подпункт 30-28 изложить в следующей редакции: «30-28) определяет порядок ведения федерального списка экстремистских материалов и ведет этот список, ведет перечень общественных объединений и религиозных организаций, иных некоммерческих организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, перечень организаций, указанных в частях третьей и четвертой статьи 6 Федерального закона от 19 мая 1995 г.
№ 80-ФЗ «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов», а также атрибутики и символики этих организаций, перечень общественных объединений и религиозных организаций, деятельность которых приостановлена в связи с осуществлением ими экстремистской деятельности, перечень иностранных и международных неправительственных организаций, деятельность которых признана нежелательной на территории Российской Федерации, обеспечивает опубликование названных списка и перечней;». 2. Реализацию настоящего Указа осуществлять исходя из установленной предельной численности работников Министерства юстиции Российской Федерации и за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных этому Министерству в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций. 3. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания. Президент Российской Федерации В.Путин Москва, Кремль 9 апреля 2018 года № 152
Работники — те субъекты персональных данных, благодаря которым операторами персональных данных являются почти все юридические лица нашей страны. Именно поэтому они находятся в привилегированном положении: в трудовом кодексе выделена целая глава, которая регулирует вопросы обработки отдельного вида персональных данных – персональных данных работников. Кроме того, новое Постановление Правительства РФ № 1119 от 01.11.2012, установило новый вид информационной системы персональных данных (Далее – ИСПДн) — ИСПДн, обрабатывающая персональные данные (ПДн) сотрудников оператора.
Несмотря на то, что законодатель нас постоянно подталкивает к защите и грамотной организации обработки персональных данных работников, большинство работодателей от этого старательно уклоняются. У каждого свои причины, но самая главная из них — страх перед неизведанным. В этой статье мы попытаемся передать необходимые знания об основных нарушениях при обработке персональных данных работников и о том, что необходимо сделать для их устранения.
Главная проблема в защите и организации обработки персональных данных — это наличие правовой основы обработки персональных данных. Запомните: сколько бы вы не потратили сил и времени на выполнение требований законодательства о персональных данных, — это может быть все впустую, если вы нарушаете принципы и условия их обработки. Принципы (статья 5 ФЗ «О персональных данных») и условия обработки (статья 6 закона ФЗ «О персональных данных) по нашему мнению, одни из самых главных статей ФЗ «О персональных данных». Поясним почему. Удивительно, но 99 % знакомых и опрошенных нашими коллегами специалистов кадровых служб уверены, что они имеют право хранить ксерокопию паспорта сотрудника, при том, что, только 5% из них могут сказать для чего он им нужен, и никто из них не может назвать правовое основание и законную цель обработки материального носителя персональных данных — ксерокопии.
Дело в том, что в нашем законодательстве нет законного основания для хранения ксерокопий паспортов работника в личном деле (кроме некоторых случаев, связанных с государственной службой). Главное не путать – хранение без цели (на всякий случай) и однократное использование для каких-либо нужд (например, если нужно ксерокопию паспорта работника отправить в учебное заведение, где он будет повышать квалификацию или в банк для выдачи банковской карты). Во втором случае, если нам нужна копия этого документа, то мы ее у него запрашиваем непосредственно для выполнения определенного действия с персональными данными. Хранение документов «на всякий случай» запрещено статьей 5 ФЗ «О персональных данных».
Более того – даже, если взять с работника согласие на обработку ксерокопии паспорта — это не поможет, потому что исходя из статьи 5 ФЗ «О персональных данных»: обработке подлежат только те ПДн, которые отвечают целям их обработки, а цели должны быть конкретными и законными. Грубо говоря, вы не сможете объяснить Роскомнадзору РФ — зачем вам эти данные. Вы скажете — для трудоустройства, они вам в ответ – ТК РФ устанавливает закрытый перечень документов, предъявляемых при поступлении на работу. Посмотрел в паспорт, данные в Т-2 переписал и верни паспорт обратно.
И так далее. Конечно, дорогие читатели и их коллеги по кадровому цеху могут возразить и, сославшись на богатую фантазию, придумать цель обработки, но цифры победить трудно: наличие ксерокопии паспорта работника в личном деле — одно из трех самых частых нарушений, фиксируемых Роскомнадзором РФ и его территориальными органами при проведении проверочных мероприятий.
Что касается целей обработки персональных данных работников, то мы должны придерживаться рамок Трудового кодекса Российской Федерации — статья 86: «обработка персональных данных работника может осуществляться исключительно в целях обеспечения соблюдения законов и иных нормативных правовых актов, содействия работникам в трудоустройстве, получении образования и продвижении по службе, обеспечения личной безопасности работников, контроля количества и качества выполняемой работы и обеспечения сохранности имущества».
Одной из самых волнующих тем при обработке персональных данных работников является согласие на обработку персональных данных. Трудовой кодекс предусматривает, что при передаче работодателем персональных данных работника, первый обязан запастись письменным согласием на обработку.
Здесь мы плавно переходим к другому самому частому нарушению, фиксируемому Роскомнадзором (его территориальными органами), при проведении проверочных мероприятий. Сейчас почти в каждой организации заработную плату работники получают на банковские карты. Однако, в большинстве случаев (почти всегда), отношения с банком в области обработки персональных данных оформляются неправильно с точки зрения регуляторов. Прежде всего, с работника забывают взять согласие, а так как по ТК это согласие должно быть в письменной форме, его необходимо оформить со всеми требованиями статьи 9 ФЗ «О персональных данных». Очень часто операторы путаются в согласиях для зарплатного проекта, потому что банки предоставляют свои формы согласий. Здесь важно понимать, что согласие должен давать работник своему работодателю на передачу своих персональных данных в банк (статья 88 ТК РФ). Поэтому, согласия, которые берет банк для вас, как для работодателей не играют для вас никакой роли. Другой важный момент — если в вашем согласии прописано, что работник разрешает передавать свои данные в кредитные организации без указания конкретной организации, то это тоже будет нарушением. Необходимо указать в какой именно банк будут передаваться данные.
Кроме этого, в договоре с банком Роскомнадзор (его территориальный орган) часто замечает такой вид правоотношений в области персональных данных, как поручение оператором обработки другому лицу. То есть, работодатель поручает банку обрабатывать персональные данные своих работников. Данная постановка вопроса — весьма спорная. Не спроста ни один банк добровольно это не признает, но есть ли там поручение обработки или нет, как и что нужно сделать, чтобы избежать проблем — это тема для отдельной дискуссии. Мы же просто доводим до читателя факты — отсутствие в договоре с банком положений части 3 статьи 6 ФЗ «О персональных данных» — одно из главных нарушений, устанавливаемых Роскомнадзором (его территориальным органом) при проведении проверочных мероприятий (третье основное нарушение).
При том, нарушители здесь не банки, а работодатели, потому что именно они поручают обработку персональных данных. Поэтому, чтобы избежать возможных проблем – просмотрите свой договор с банком и внесите в него дополнения. Текст, который нужно добавить, можно легко извлечь из части 3 статьи 6 ФЗ «о персональных данных». Также, обратите внимание не только на договор с банком, но и на другие договоры, в соответствии с которыми вы передаете персональные данные работников. Это могут быть, например, договоры на обучение работников, или на проведение медицинских осмотров.
Возвращаясь к проблеме ксерокопии паспорта, стоит обратить внимание на все личное дело сотрудников и определить — все ли документы, в нём находящиеся, вы обрабатываете законно. Нет ли в этих документах, например, сведений о судимости. В соответствие со статьей 10 ФЗ «О персональных данных» сведения о судимости могут обрабатываться только в установленных законом случаях. Прочитайте её, пожалуйста, полностью. Поэтому, если вы «обычный»работодатель, а не, например, школа, то вы не можете обрабатывать сведения о судимости работников, как бы ваша служба безопасности этого не хотела.
Другое частое нарушение законодательства о персональных данных в данной сфере – сбор излишней информации о родственниках. Часто в личном деле работника можно встретить такие сведения о родственниках как место их работы, контактные телефоны (это как минимум). К сожалению, если опираться на законодательство, то в большинстве случаев работодатель может обрабатывать только данные о родственниках, которые указаны в карточке Т-2. Естественно, мы не рассматриваем случаи, когда работник – государственный служащий. Там совсем другая ситуация с данными родственников и другие подобные случаи.
Кроме нарушения непосредственно самого закона, работодатель часто нарушает и требования подзаконных актов, в частности Постановления Правительства 687 от 15.09.2008. Самый частый случай – нарушение пункта 6 данного постановления: «Лица, осуществляющие обработку персональных данных… должны быть проинформированы о факте обработке ими персональных данных,… категориях обрабатываемых персональных данных, а также об особенностях и правилах осуществления такой обработки…».
Все возможные нарушения невозможно изложить в данной статье, но мы надеемся, что она поможет вам избежать основные. Еще важно понимать, что сотрудники Роскомнадзора РФ (его территориальных органов) при проведении проверки не будут досконально изучать ваши локальные документы, часто они вообще не уделяют им внимание – есть — хорошо (если нет, то плохо). Сотрудники Роскомнадзора РФ (его территориальных органов), как большие профессионалы, поступают правильно, ведь намного важнее не наличие красивых документов, а законность обработки тех или иных персональных данных. И в подтверждение наших доводов видно, что почти все основные нарушения вообще не связаны с комплектом ваших внутренних документов. Вы пригласили специалистов, они сделали вам комплект документов, поставили средства защиты и ушли, оставив вас один на один со всеми проблемами.
Поэтому, важным элементом построения грамотной защиты и системы обработки ПДн в организации является наличие своего специалиста разбирающегося в законодательстве о персональных данных. Мы не говорим, что надо их искать и увеличивать штат. Обработка персональных данных — это каждодневная деятельность сотрудника отдела кадров. И вдвойне будет замечательно, если ваш кадровик во всем сам разберется, станет хорошим специалистом и в этом вопросе (именно в вопросах обработки персональных данных работников). Если у вас обрабатываются персональные данные и других субъектов – не надо все валить на специалиста по кадрам, так как обработка персональных данных иных субъектов также требует определенных знаний. Возможно, для этого его нужно будет отправить на пару семинаров или пригласить на аудит сторонних специалистов, но это будет лучше, чем не иметь такого специалиста вообще.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О персональных данных» (с изм.
и доп., вступ. в силу с 01.09.2015) – далее Закон, обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных.
Статья 3 этого Закона под обработкой персональных данных понимается любое действие или совокупность действий, совершаемых с персональными данными, включая сбор, запись, хранение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ) и др. действия.
Однако в этом Законе частью 8 статьи 9 предусмотрены случаи, когда персональные данные могут быть получены оператором (государственный, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо) от лица, не являющегося субъектом персональных данных. Эти основания указаны в пунктах 2-11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 настоящего Закона.
Особо хочу отметить основания, указанные в п. 2 (данные необходимы для осуществления и выполнения возложенных на оператора функций, полномочий и обязанностей); а также в пункте 3 (необходимы для осуществления правосудия, исполнения судебного акта, акта должностного лица, подлежащего исполнению в соответствии с законодательством Российской Федерации).
Так, например, если участники процесса сообщают суду телефон и адрес свидетеля, для вызова его в судебное заседание, то для этого не требуется получения согласия субъекта персональных данных.
FILED UNDER : IT