admin / 24.08.2018

Ibm watson как работает

За последний десяток лет технологии шагнули далеко вперед. Интернет вещей, облачные системы, формы искусственного интеллекта, нейросети и когнитивные технологии. Все это появилось относительно недавно, но все это активно меняет нашу жизнь. IBM прикладывает значительные усилия, чтобы изменения были положительными. Делается все это не удовольствия ради, а с вполне практической целью. Дело в том, что потребности современной науки и бизнеса чрезвычайно велики. И для того, чтобы эти потребности удовлетворять, необходимы новые инструменты. Один из них — IBM Watson, когнитивная платформа, которая способная учиться, выявлять связи между отдельными элементами крупнейшего массива данных, а также взаимодействовать со своим окружением, включая пользователей.

На Habrahabr и Geektimes наша компания не раз рассказывала о том, какую пользу может принести IBM Watson. Но как работает система? В целом, ее возможности основаны на анализе окружающей среды и различных факторов. Благодаря этому платформа способна принимать определенные решения и давать ответы на задаваемые вопросы. Ниже – относительно краткое изложение принципов работы нескольких составляющих работы когнитивной системы. Это обучение, обработка языка и ответы на вопросы.

Как Watson обучается

Ключевые элементы работы когнитивной системы –эмулирование некоторых особенностей мышления человека, которые задействуются во время принятия решения и ответов на вопросы.
Обучение Watson ведется в несколько этапов. Самый первый — это загрузка информации. Разработчики системы пытаются сделать ее пригодной для использования в любых областях науки, техники… да чего угодно.

Все начинается с загрузки релевантной информации по определенной тематике в базу данных Watson. Здесь можно вспомнить Шерлока Холмса и его объяснение эффективности дедуктивного метода и важности релевантных знаний. Холмс, изучая определенный вопрос, «загружал» в память лишь информацию, которая непосредственно касалась этого вопроса. То же и с Watson — когда разработчики принимают решение обучить систему новому предмету, то загружают в память исключительно релевантную информацию, имеющую отношение к тематике обучения. Устаревшие и не слишком релевантные данные выверяются и отсеиваются. Это постоянный процесс.

Затем наступает очередь IBM Watson — начинается предварительная обработка данных с построением индексов и других метаданных, позволяющих более эффективно работать в дальнейшем. Создается «граф знаний» для представления ключевой концепции осваиваемого материала.

По завершению предварительной обработки данных снова начинают работать люди, которые помогают Watson интерпретировать полученные данные. Это делается при помощи машинного обучения, когда эксперт начинает работать с системой в форме вопрос-ответ. Такой метод помогает создавать лингвистические паттерны, относящиеся к изучаемой теме.

Еще один способ обработки и усвоения данных – постоянное взаимодействие Watson с пользователями. Эксперты регулярно оценивают эту активность и помогают Watson совершенствовать свои возможности, отвечать на все более сложные вопросы, обновлять ранее полученную информацию.Цель разработчиков — научить когнитивную систему Watson отвечать на вопросы примерно так, как это делает человек. То есть эмулировать принятие решений человеком. Это нужно как науке, медицине, так и бизнесу.

Речь, фактически, идет о «динамическом обучении», когда Watson становится умнее, получая обратную связь от пользователей и разработчиков, обучаясь на собственных ошибках.

Как Watson работает с естественным языком?

Вне зависимости от того, задается вопрос устно или письменно, системе необходимо уметь анализировать сложные смысловые конструкции, понимая не только смысловую, но и эмоциональную нагрузку текста. Для того, чтобы Watson мог правильно определять смысл текста, разработчики интегрировали в систему вопросно-ответную систему контентной аналитики (Deep Question*Answering, DeepQA). Это основа основ, на этой системе строится работа когнитивной платформы.
Благодаря ей Watson может понимать, что ему говорят, и давать адекватный и релевантный ответ. А ведь для машины понять язык человека чрезвычайно сложно. Многие определения слов и термины нелогичны. Взять то же выражение «сгореть со стыда» — человек прекрасно его понимает (если, конечно, слышал ранее). Для машины это выражение — нонсенс, если эта машина не Watson. Разработчики системы постепенно обучают Watson понимать идиомы, устанавливая лексические связи и строя паттерны, о чем уже говорилось выше.

Кроме всего прочего, система умеет распознавать и эмоциональное наполнение текста. Для этого в 2016 году были добавлены сразу три API: ToneAnalyzer, EmotionAnalysis и VisualRecognition. Обновлен сервис TexttoSpeech (TTS) с получением новых возможностей по эмоциям, а также открыт доступ к API речевого модуля Expressive TTS (работа над ним велась в течение 12 лет). В целом, модули и сервисы, которые помогают системе работать с естественным языком, разрабатываются и добавляются постоянно. Это – одна из составляющих динамического обучения, о чем говорилось выше. Постоянный прогресс, развитие – одна из задач проекта, которая вполне успешно выполняется.

Один из примеров анализа смыслового и эмоционального наполнения письма системой IBM Watson

Watson теперь умеет определять стиль изложения в тексте, идентифицировать эмоции, включая позитивные и негативные, а также распознавать и классифицировать изображения.

Как Watson отвечает на вопросы?

Если упрощенно, то все выглядит следующим образом.
1. Для того, чтобы система могла отвечать на какой-либо вопрос, в ее памяти должны быть релевантные данные. Об этом уже говорилось выше. Эксперты загружают различную информацию в систему, где эти данные индексируются для того, чтобы при необходимости ими можно было воспользоваться.
2. Далее вопросы отсылаются системе в текстовой или голосовой форме.
3. Вопросы анализируются системой, Watson выделяет поисковый запрос и начинает искать необходимую релевантную информацию в своей базе данных. Это можно сравнить с тем, как работает Google.
4. Генерируется ряд гипотез путем анализа фраз, которые с определенной долей вероятности могут содержать нужный ответ. Выполняется глубокое сравнение языка вопроса и языка каждого из возможных вариантов ответов. Формируется база результатов поискового запроса.
5. Каждый результат оценивается определенным образом, получая балл. При этом анализируется, в какой степени ответ релевантен области вопроса.
6. Чем выше балл одного из ответов, тем выше он ранжируется.
7. Если Watson после финального анализа считает своей ответ релевантным и актуальным, он предоставляется пользователю.

Реальный процесс поиска ответа на вопрос гораздо сложнее, поскольку каждая фраза прорабатывается при помощи нескольких алгоритмов, работающих, зачастую, в параллельном режиме. Для Watson разработаны сотни алгоритмов логического вывода. Некоторые из них выполняют поиск совпадающих терминов и синонимов, другие — рассматривают временные и пространственные особенности, а третьи — ищут и анализируют необходимые источники контекстуальной информации.

Для того, чтобы получить правильный ответ, система обращается и к дополнительным источникам данных. Например, новостям в интернете, технической литературе, справочникам. Все подряд материалы не копируются, а выверяются на актуальность с отсеиванием нерелевантной информации. Этот процесс занимает считанные секунды благодаря огромной производительности когнитивной платформы.

Завершая этот материал, стоит отметить, что статья раскрывает далеко не все интересующие наших читателей вопросы. Пожалуйста, задавайте вопросы в комментариях, а мы будем собирать ответы наших специалистов и публиковать сборные материалы «по мотивам» комментариев. Это, наверное, один из лучших вариантов ответить на действительно интересующие вас вопросы.

Источник: habrahabr.ru

В.З. Демьянков

Когнитивная система

This page copyright © 2003 V.Dem’jankov.

http://www.infolex.ru


Электронная версия статьи:

Демьянков В.З. Когнитивная система // Краткий словарь когнитивных терминов / Кубрякова Е.С., Демьянков В.З., Панкрац Ю.Г., Лузина Л.Г. Под общей редакцией Е.С. Кубряковой. М.: Филологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996. С.74-76.

Когнитивная система (cognitive system; kognitives System; système cognitif) – компонент сознания/разума человека и его общей человеческой когниции, обладающий собственными механизмами и сферами действия, характеризуемый как результат взаимодействия определенного набора модулей. В рамках каждой К.с.ы происходит своя «жизнь», основанная на своих принципах и структурах репрезентаций и выработки ожиданий [Fischer 1987, с.52]. Определяющие признаки К.с.ы: выразительность (вербализуемость средствами системы языка), эффективность (нацеленность на быстрое и эффективное решение практических задач), алгоритмичность (основанность на алгоритмах), усваиваемость (эти системы усваиваются человеком в результате научения) и адаптируемость [Benthem 1991, с.25]. Разные К.с. объединяются в единую инфраструктуру, именуемую архитектурой когниции, но сколько именно К.с. входит в нее в качестве составляющих, до сих пор неясно.

В одной из концепций К.с. [Bates et al. 1979] считается, что символы возникают в результате взаимодействия более примитивных К.с. – так же как дети создают машины из конструктора – набора заготовленных частей. В частности, способность именования покоится на различных неязыковых навыках, усвоение грамматики связано с адаптацией механизмов, используемых при построении лексикона. «Интерактивный» взгляд (особенно популярный в 1970-е гг.) состоит в предположении, что главную роль в формировании К.с. играет постепенное и поэтапное конструирование, а не самопроизвольное «вызревание» когниции. В 1980-е гг. и позже особый интерес вызывали те свойства К.с., которые свидетельствуют скорее о вызревании, чем об осознанном конструировании. Так, дети по-разному, не единообразно, выучивают язык, используя (в разной мере) два различных приема: переход «по вертикали» (в полном соответствии с теорией модульности) и по горизонтали (нарушая границы между различными когнитивными областями) [Bates et al. 1988: ix].

В поздней концепции Н.Хомского [Chomsky 1994, с.1] языковая способность (language faculty) человека представляется как отдельная К.с. Задача лингвистики – в том, чтобы установить, каковы условия, которым языковая способность должна отвечать, чтобы взаимодействовать с остальными К.с.ами в мозгу/ментальности человека. В рамках «минималистской программы» лингвистическая теория должна исследовать условия, налагаемые идеализированными «совершенными» (не реальными) К.с. Только после этого можно надеяться ответить на вопросы, связанные с возникновением и развитием конкретных К.с. Все разнообразие языковых явлений – результат воплощения очень небольшого количества принципов, реализуемых по небольшому количеству параметру в слегка разных условиях. Наибольшие различия и «несовершенства» языка как К.с. локализованы в лексиконе. Задача поэтому сводится к установлению того, насколько лексикон отклоняется от магистральной линии при воплощении «совершенной» К.с.

По Н.Хомскому (см. [Grewendorf 1994, с.387-391]) различаются два подкомпонента языка – две К.с.ы: хранения информации (competence) и реализации (performance systems), осуществляющие доступ к этой информации при артикуляции, восприятии и обмене сведениями о внешнем мире и т.д. Эти К.с. развиваются в онтогенезе, есть периоды зачаточного состояния К.с., созревания ее в результате взросления человека. Языковая способность сильно отличается поэтому от остальных К.с. Возможно, что некоторые К.с.

Как попробовать IBM Watson в действии прямо сейчас

(напр., математическое мышление и музыкальные способности) развиваются на основе языковой К.с. (это объяснило бы врожденную способность человека не только к языку, но и – как следствие – к абстрактному математическому размышлению и к восприятию музыки).

Вариации на эту тему языка как К.с. очень разнообразны (см., напр., [Nuyts 1992]). Так, в [Ouhalla 1993, с.3] выдвинута гипотеза о том, что вспомогательные, «функциональные» категории составляют автономный компонент (модуль) универсальной грамматики и представлены отдельно от главных (таких, как имя, глагол, прилагательное, наречие) в общей человеческой К.с. По [O’Grady 1987, с.181], грамматика образует отдельную К.с., однако категории и принципы, отвечающие за язык, конструируются на основе более общих понятий, не собственно языковых. Определенные аспекты значения языковых выражений являются результатом взаимодействия «логической структуры» (в смысле порождающей грамматики) с другими К.с. [Chomsky, Lasnik 1977, с.429].

Литература:

Bates E. et al. 1979 – The emergence of symbols: Cognition and communication in infancy /Bates E., Benigni L., Bretherton I., Camaioni L., Volterra V. – N.Y.: Acad. Press, 1979.

Bates E. et al. 1988 – From first words to grammar: Individual differences and dissociable mechanisms /Bates E., Bretherton I., Snyder L.S. – Cambr. etc: Cambr. UP, 1988. – xii, 326 p.

Benthem J.van 1991 – Linguistic universals in logical semantics // Semantic universals and universal semantics. – B.; N.Y.: Foris, 1991. – P.17-36.

Chomsky N. 1994 – Bare phrase structure. – Cambr. (Mass.): MIT, 1994. – 48+3 p.

Chomsky N., Lasnik H. 1977 – Filters and control // LI 1977, v. 8. P.425- 504.

Fischer K. 1987 – Kognitive Grundlagen der Soziologie. – B.: Duncker & Humblot, 1987. – 338 S.

Grewendorf G. 1994 – Interview with Noam Chomsky: Notes on linguistics and politics // LB 1994, Bd. 153. P.386-395.

O’Grady W. 1987 – Principles of grammar and learning. – Chicago; L.: U. of Chicago, 1987. – xiii, 233 p.

Ouhalla J. 1993 – Functional categories, agrammatism and language acquisition // LB 1993, Bd.143. P.3-36.

В.Д.

Для тех, кто ещё не знаком с IBM Watson, достаточно представить всем известные супер-компьютеры, которые хранятся в ангарах и обрабатывают немыслимые объемы данных. IBM Watson — это, своего рода, новый виток в сфере обработки информации. Этот компьютер играет в «Свою игру», готовит покушать и лечит больных.

IBM Watson

Простым смертным попробовать новинку было невозможно, до недавнего времени.

IBM Watson — суперкомпьютер фирмы IBM, оснащённый вопросно-ответной системой искусственного интеллекта, созданный группой исследователей под руководством Дэвида Феруччи. Его создание — часть проекта DeepQA. Основная задача Уотсона — понимать вопросы, сформулированные на естественном языке, и находить на них ответы в базе данных. Назван в честь основателя IBM Томаса Уотсона. Wikipedia.

23-го ноября прошлого года Mya анонсировали своё сотрудничество с IBM, и теперь все пользователи сервиса получили мощь IBM Watson в своё распоряжение.

Mya — сервис, который автоматически выполняет поиск информации по заданной цели. Mya идеально подходит тем, кто постоянно нуждается в новой информации разной тематики.

Теперь все ваши вопросы к Mya будут обработаны IBM Watson. Задавать их можно в удобной панели управления при помощи фильтров:

До тех пор, пока не будет создан поисковый запрос к сервису:

Затем Mya заботливо разложит результаты своей работы по карточкам:

Кроме внешних источников, сервис так же обрабатывает и ваши собственные данные, например, Evernote:

Если вы искали поисковый движок, который бы выдавал сразу же нужную и обработанную информацию, то Mya будет весьма кстати. Теперь ещё и при поддержке IBM Watson.

Ссылки по теме

Попробовать Mya в действии.

Почитать подробнее о Mya можно здесь.

Обзор Mya 1.0. Как автоматизировать поиск "Обзор Mya. Как автоматизировать поиск".

Автор фото на КДПВ Mr Seb по лицензии СС 2.0.

Регистрация на мероприятие

с 09:00 -10:00


 

Пленарная сессия: "Роль ИТ в эпоху когнитивного бизнеса"

10:00 -12:00

Если сегодня мы живем в эпоху цифрового бизнеса, то завтрашний день — это когнитивный бизнес.
Что такое когнитивный бизнес?
Как происходит трансформация цифрового бизнеса в когнитивный?
Какое значение имеет инфраструктура для развития когнитивного бизнеса?
Talk-show "Как сделать бизнес когнитивным и как бизнес трансформации отражаются на ИТ"
Ведущая
Мария Лапук, PR-консультант

Спикеры
Андрей Филатов, генеральный директор IBM в России и странах СНГ
Григорий Шомштейн, Вице Президент, IBM Systems, IBM Центральная и Восточная Европа (CEE)
Денис Решин, директор департамента аппаратных средств и решений, IBM в России и СНГ

Никитин Валерий, технический директор ГК «Техносерв»

 


Параллельные сессии
13:00 -16:00

Сессия "Инфраструктура для трансформации бизнеса"

Действуйте со скоростью мысли!
Эра когнитивного бизнеса выдвигает жесткие требования к инфраструктуре:

  • высокая производительность, обеспечивающая оперативную обработку неструктурированных и разнородных данных, хранящихся в различных источниках и распределенных гетерогенных средах;
  • высокая масштабируемость и гибкость хранения различных данных.

Сессия  "Альянсы и OpenSource: технологический прорыв и результаты взаимодействия"

Воспользуйтесь технологическим прорывом!
Переход в эру когнитивного бизнеса требует четкой ИТ стратегии и использования инноваций. Открытые технологии позволяют гибко адаптировать ИТ архитектуру к изменениям, альянсы лидеров ИТ рынка позволяют извлечь максимум из уже имеющихся решений.

IBM Watson Analytics

Нет единого пути развития, каждый сам для себя определяет путь технологического прорыва.

Ведущий сессии: Борис Кузьмин, лидер направления Linux on POWER, IBM Systems Lab Services, CEE
 

13.00 — 14.00 Часть I: Альянс IBM и SAP

13.00 — 13.20 IBM и SAP — альянс двух лидеров

13.20 — 13.40 SAP HANA на POWER: быстрее, мощнее, производительнее! Обзор архитектуры, особенности и преимущества.
Игорь Коковкин, Ведущий консультант IBM Systems Lab Services Россия и СНГ

13.40 — 14.00 IBM Client Center — уникальная возможность протестировать SAP HANA on POWER и множество других инновационных решений IBM.
Кирилл Терешенко, CIO Клиентского Центра IBM в России и СНГ

14.00 — 16.00 Часть II: OpenPower, Linux, Blockchain и другие технологии с открытой архитектурой

14.00 — 14.30 LinuxOne как открытая платформа для бизнес инноваций.
Павел Гельван, лидер технических специалистов по программному обеспечению для платформы z Systems в Центральной и Восточной Европе IBM SWG

14.30 — 15.00 Технология Blockchain: взгляд IBM.
Владимир Алексеев, ведущий системный архитектор, IBM в России и СНГ

15.00 — 15.30 Доклада партнера Мерлион.

15.30 — 16.00 Протоколы и ускорители вычислений от консорциума OpenPOWER.
Алексей Бойко, эксперт по развитию продуктов IBM POWER, IBM в России и СНГ


Сессия "Облачные сервисы"

Расширьте ценность систем и данных!
Использование облачных платформ позволяет расширить возможности бизнеса и получить конкурентные преимущества. Но при этом требуется обеспечить контроль доступа к бизнес-активам. Для получения выгоды от предоставления облачных сервисов надо быть уверенным, что инфраструктура способна:

  • обеспечить высокий уровень защиты;
  • выдерживать пиковые нагрузки и обеспечить высокий уровень доступности;
  • быть гибкой, масштабируемой и легко интегрируемой во всю экосистему.

13.00 — 14.30 Круглый стол:  Импортозамещение: как сохранить инвестиции?

Поиск значения / толкования слов

Раздел очень прост в использовании.

IBM Watson: на что способен самый известный суперкомпьютер

В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

ватсон в словаре кроссвордиста

ватсон
  • Как звали врача, который, после женитьбы летом 1889 года, снова занялся врачебной практикой в районе Паддингтонского вокзала в Лондоне?
  • Доктор, установивший диагноз гениальности у Шерлока Холмса
  • «Элементарно, …!»
  • «Летописец» Шерлока Холмса
  • Литературный доктор, не понимающий элементарных вещей
  • Назовите фамилию человека, от которого пахло йодоформом, с темным пятном ляписа на правом указательном пальце, бугор на правой стороне котелка которого выдавал, где он прячет стетоскоп
  • Доктор, друг и помощник Шерлока Холмса
  • Друг и помощник Шерлока Холмса
  • Доктор, герой книг А. К. Дойля
  • Одна из крупных телеролей В. Соломина
  • Герой книг Конан Дойла
  • Друг, помощник и биограф Шерлока Холмса
  • Герой книг Конан Дойла
  • «летописец» Шерлока Холмса
  • «элементарно, …!»
  • Доктор среди сыщиков

Википедия

Ватсон

Ва́тсон, Уо́тсон . Занимает 36-е место по распространенности в Великобритании .

Ватсон (лунный кратер)

Кратер Ватсон — ударный кратер в южной области обратной стороны Луны . Название присвоено в честь канадо-американского астронома Джеймса Крейга Уотсона (1838—1880) и утверждено Международным астрономическим союзом в 1970 г. Образование кратера относится к донектарскому периоду .

Транслитерация: Vatson
Задом наперед читается как: ностав
Ватсон состоит из 6 букв

рифмы к слову ватсон, слова из слова ватсон, слова начинающиеся на «в», слова начинающиеся на «ва», слова начинающиеся на «ват», слова начинающиеся на «ватс», слова заканчивающиеся на «н», слова заканчивающиеся на «он», слова заканчивающиеся на «сон», слова заканчивающиеся на «тсон», слова содеращие «а», слова содеращие «ат», слова содеращие «атс», слова содеращие «атсо»,

Когнитивная лингвистика и ее концептуальный аппарат

⇐ Предыдущая234567891011Следующая ⇒

Когнитивные науки—это научные дисциплины, изучающие мыслительные(ментальные) функции человека.

Когнитивизм—совокупность наук, объединенных исследованием принципов, управляющих мыслительными процессами.

Развитие когнитивных наук связано с возможностью использовать их результат в информатике и разработке искусств.интеллекта. Лингвистику к когнитивным наукам не причислялась. Шанже предлагал причислить к когнитивн.наукам только грамматику Хомского, т.к содержит механизм порождения высказывания. Эдельман:языкознание—вторичная наука, можно использовать лишь материал, т.к язык—средство доступа к сознанию. Таким образом лингвисты сами стали разрабатывать направление когнитивной лингвистики.

1-ый этап развития когнитивных наук(основные вопросы):

1) представление знаний в мышлении и мозге.

2) категоризация знаний.

3) внимание

4) память

Основные постулаты (классическая парадигма когнитивизма):

1) разумное поведение—продукт формальной манипуляции символами, которую осуществляет мозг(принципы работы мозга сопоставимы с принц.работы компа, т.е комп—модель человеч.разума)

2) ментальные явления устанавливаются на основе наблюдаемого поведения(чаще экспериментального)

Язык—средство доступа к сознанию, общий познавательный механизм, система знаков, специфически кодирующая и трансформирующая информацию.

Предмет когнит.лингвистики: когниция—взаимодействие систем восприятия, репрезентации и продуцирования информации в слове(т.е значение знаковых выражений имеет познавательную структуру)

!Лингвистическая сематика! Талми, Лененер исслед.семантические и понятийные категории в структуре языка и устанавл.их корреляцию

4 направления когнитивной лингвистики:

1) описание и объяснение механизмов ассоциирования между стимулом и реакцией.

2) явления внутренней ментальной природы человека(устанавл.структуры и единицы мышления)

3) исследование роли субъекта в инициировании своих действий, в том числе речевых

4) специфика когнитивных процессов в сравнении с аффектами(чувства и эмоции могут включаться в когнитивный процесс) корпориальная семантика(Тверская школа)

Минский!!!

Фреймы—модели ментальных структур, представляющие стереотипные ситуации. Содержание фрейма: способ использования хранящейся в памяти схемы, типичная последовательность действий, ситуативная модификация. Каждый фрейм включает в себя значение «по умолчанию»(презумпция), содерж.стереотипизированный опыт индивида, если фреймы объединяются, образуется сложная ментальная структура—сценарий.

Функции фрейма:1)отбор информации(память селективна)2)установление иерархии в информации(выбирается основное) 3)абстрагирование(выдел.значимые характеристики инф.,опуск. cинтакс.и контекстуально избыточные компоненты) 4)интерпретация 5)интеграция(связь разной информ.в ассоциативно-вербальную сеть)

Частый вид фрейма — скрипт(когнитивная схема, представл.собой последовательность действий или событий, с которыми индивид регулярно сталкивается в повседневной жизни).

Структура скрипта:

1) тема или заголовок

2) список предметов, которые включаются в последовательность действий

3) предварительные условия действий

4) роли

5) последствия

6) порядок осуществления действий.

 

29. Социолингвистика как раздел языкознания: основная проблематика и концептуальный аппарат.

Социолингвистика возникает на стыке языкознания, социологии, соц.психологии и этнографии. Изучает вопросы, связ.с природой языка, его общественными функциями и механизмом воздействия соц.факторов на язык, роль языка в обществе.

Основы заложили Якубинский, Виноградов, Ларин, Жирмундский(теор.поэтич.речи), Поливанов, Антуан Мейе, Пражский лингв.кружок(Матезиус, Гавранек)

Объект социолингвистики—язык как социальное явление, зависимое от соц.факторов. Исходное лингвистическое понятие: языковой коллектив,определяется на основе взаимодействия социал.и языковых признаков общества. Социолингвистическая переменная—определяется характером отношения между языковой структурой и варьированием соц.структуры(язык.ситуация тоже может варьироваться).

Основные вопросы:

1) связь соц. варьирования общества с варьированием языка(стратификация языка)

стратификационная дифференциация обусловлена характером соц.структуры общества, ситуативная дифференц.обусловлена многообразием языковых ситуаций

2) проблема языковой ситуации(совокупность форм существования одного языка или языков, которые обслуживают непрерывное общение определенной этнической общности или какого-то административно-территориального объединения).

Языковые ситуации бывают экзаглоссные(совокупность различных языков, к-ые функционир.для обеспечения коммуникации в этносе) и эндаглоссные(совокупность подсистем одного языка);сбалансированные(компоненты ситуации функционально равнозначны) и несбалансированные(распределение по сферам и стилям общения)

3) Взаимодействие языка и культуры

Франц Боас, Сеппер-Уорф:язык структурирует действительность, упорядочивает культуру, языковое содержание определяет восприятие мира; язык не имеет собственного содержания и языковые знаки представляют некоторое культурное содержание;взаимодействие между языковым и культурным содержанием(проблема заимствований,причины укрепления заимствований в языке,этапы адаптации)

4) соотношение языка и нации (как национальная специфика культуры фиксируется в языке)

5) социальные аспекты билингвизма и диглоссии(одновременное существование в обществе двух языков или двух форм одного языка, примен.в разных функциональных сферах.

6) в зарубежной лингвистике актуален вопрос о соотношении соц. организации общества и языкового варьирования.

Как учится и отвечает на вопросы когнитивная система IBM Watson. Часть 1

Влияет ли на речевую практику индивида его принадлежность к определенному социальному классу или более важны образование, культурный уровень, круг общения, социальные амбиции и гендерный фактор (гендер—характеристика пола или соц.фактор). Проблема! невозможно установить количество соц.классов, трудна методика отнесения информантов к тому или иному классу.

Лабол:меняется ли речь с принадлежностью к социальному классу?

Что важнее: социальные корни или амбиции?

Ролевое варьирование:влияет соц.роль говорящего, тип дискурса(соц.контекста), канал и место коммуникации, взаимоотношения говорящего и собеседника.

Существуют ли в обществе языковые идеалы?(в зависимости от ситуации использ.тот или иной языковой вариант)

Язык города!Англоязычные социолингвисты преимущественно изучают нелитературные формы языка, т.к там ярче проявляется действие языковых законов и они характерны для всех членов общества6 а литературный язык изучается и преподается лишь как один из вариантов.

Квантитативная социолингвистика(проблемы языкового варьирования) изучает речь современного города, социолингвистическая переменная—варианты одной и той же языковой единицы, выбор которой зависит от социальной или половозрастной принадлежности говорящего или от ситуации общения. Но не проводится разницы между социальным и стилистическим варьированием языка и используются среднестатистические данные, т.е не складывается представление о речевом поведении индивида.

Развернутый и ограниченный коды Бернстайна:смысл в том, что представители социальных низов более ограничены в средствах языка, чем представители верхних соц.слоев, они ограничены общением в своем кругу, т.е у них почти нет возможности усложнять речь и развивать свое владение языком.

 

 


⇐ Предыдущая234567891011Следующая ⇒


Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 422 | Нарушение авторских прав


Похожая информация:


Поиск на сайте:


FILED UNDER : IT

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*