admin / 22.06.2018

Эффект зейгарник

Эффект Зейгарник

Эффект Зейгарник получил название по имени своего открывателя, женщины-психолога Блюмы Зейгарник. Она доказала, что незавершенные дела дают внутреннее напряжение человеку, которое заставляет постоянно вспоминать об этих делах и мысленно возвращаться к ним снова и снова.

Психология — эффект незавершенного действия (Зейгарник)

В 1920-х годах успешный психолог Блюма Зейгарник стала открывателем этого удивительного эффекта. Как и многие открытия, он был обнаружен внезапно, когда официант в кафе запомнил очень большой заказ, не записывая его.

Зейгарник поговорила с официантом, и тот ответил, что помнит все неисполненные заказы, и начисто забывает все те, которые уже закончил. Это позволило вынести предположение о том, что законченные и незаконченные дела человек воспринимает по-разному, поскольку от этого меняется и статус значимости.

Далее был проведен ряд экспериментов. Студентам были предложены интеллектуальные задачи. В ходе решения некоторых из них исследовательница говорила, что время вышло. Спустя несколько дней студентам было предложено вспомнить условия всех задач. Оказалось, что те задачи, которые не были завершены, всплывают в памяти в два раза эффективнее! Это и есть эффект незавершенного действия, или феномен Зейгарник.

Начало выполнения задачи создает напряжение, и его разрядка происходит только после завершения действия. Такое напряжение постоянно стремится быть снятым: людям некомфортно в состоянии незавершенности, и комфортно, когда делу положен конец.

Эффект незавершенного действия в любви

В жизни эффект незавершенного действия бывает очень сложным и весьма мучительным для тех, кто с ним столкнулся. Рассмотрим пример и узнаем, как лучше поступить.

Например, девушка влюбляется в парня, ей 18 лет. Они проводят вместе только 10 дней, а затем он далеко уезжает, и отношения прерываются. С тех пор они больше никогда не виделись, лишь изредка переписывались, но она помнит его и 5, и 7 лет спустя. Не смотря на то, что у нее есть мужчина и серьезные отношения, она не может мысленно отпустить ту ситуацию.

В данной ситуации нужно определить, что было бы завершением. Например, встретиться с тем человеком, поговорить, обнаружить, что он в жизни и он в мечтах – это два разных человека. Либо мысленно завершить ситуацию, представив, что было бы, если бы все сложилось иначе. Каждый конкретный случай можно разобрать у психолога, который поможет направить мысли в правильное русло.

 

Статьи по теме:

Суждение, как форма мышления

В этой статье мы углубимся в вопрос суждения, как одной из форм мышления с точки зрения психологии и расскажем о том, какие бывают суждения.

Мышление и речь в психологии

Связь мышления и речи в психологии очевидна, потому что речь является инструментом мышления и позволяет преобразовать мысли в словоформы.

Семейная психотерапия

В этой статье мы расскажем о семейной психотерапии, так как каждая семья время от времени испытывает различные кризисы и сложные периоды в семейных отношениях.

Девиантное и делинквентное поведение

В этой статье мы расскажем о том, что скрывается под терминами девиантное и делинквентное поведение и расскажем о том, почему возникают такого рода отклонения и к чему они могут привести в итоге.

ЭФФЕКТ ЗЕЙГАРНИК

Открыт в 1927 г. Блюмой Вульфовной Зейгарник [1900-1988] во время стажировки в Берлине у Курта Левина / К. Lewin [1890-1947]. Суть эффекта состоит в том, что человек лучше запоминает действие, которое осталось незавершенным… «По легенде, однажды со своим учителем Блюма зашла в кафе. Ее внимание привлек тот факт, что официант, приняв заказ, ничего не записал, хотя перечень заказанных блюд был обширным, и принес к столу все, ничего не забыв. На замечание по поводу его удивительной памяти он пожал плечами, сказав, что он никогда не записывает и никогда не забывает. Тогда психологи его попросили сказать, что выбрали из меню посетители, которых он обслуживал до них и которые только что ушли из кафе. Официант растерялся и признался, что не может вспомнить их заказ сколько-нибудь полно. Вскоре возник замысел проверить экспериментально, как влияет на запоминание завершенность или незавершенность действия. Эту работу и проделала Б.В. Зейгарник.

Эффект Зейгарник или как использовать принцип завершения

Она просила испытуемых за ограниченное время решать интеллектуальные задачи. Время решения определялось ею произвольно, так что она могла позволить испытуемому найти решение либо в любой момент заявить, что время истекло и задача не решена. По прошествии нескольких дней испытуемых просили припомнить условия тех задач, которые предлагались им для решения. Выяснилось, что в случае если решение задачи прервано, то она запоминается лучше по сравнению с задачами благополучно решенными. Число запомнившихся прерванных задач примерно вдвое превышает число запомнившихся завершенных задач. Эта закономерность и получила название «эффект Зейгарник». Степанов С. С, Популярная психологическая энциклопедия, М., «Эксмо», 2005 г., с. 245-246.

Оцените определение:

Источник: Живой словарь бизнес-тренера

Сущность эффекта Зейгарник в психологии. Результаты исследований психологических особенностей памяти человека и взаимосвязь их с поведением. Связь напряжения от незавершенных дел с психологическим состоянием личности. Современное применение открытия.

Эффект Зейгарник

Сущность

Эффект Зейгарник — психологический эффект, заключающийся в том, что человек лучше запоминает материал, связный с каким-либо незаконченными действиями, чем с законченными.

С точки зрения Теории поля Курта Левина, это объясняется тем, что доступ к следам памяти облегчается при сохранении напряженности, которая возникает в начале действия и не разряжается полностью при неполном его завершении.

Закономерность выявлена Блюмой Вульфовной Зейгарник. Примечательно, что исследования в этой области были темой дипломной работы автора.

Биография Б.В. Зейгарник

Блюма Вульфовна Зейгарник (нем. Bluma Zeigarnik; 9 ноября 1900, Прены Ковенской губернии — 24 февраля 1988, Москва) — советский психолог, основатель отечественной патопсихологии.

Широко известен результат дипломной работы Зейгарник, выполненной под руководством Курта Левина в Берлинском университете, где она показала, что незавершённые действия запоминаются лучше, чем завершённые («эффект Зейгарник»). С 1931 года работала в психоневрологической клинике Всесоюзного института экспериментальной медицины под руководством Л.С. Выготского.

Зейгарник — одна из создателей факультета психологии МГУ, кафедры нейро- и патопсихологии.

Выдающийся вклад Блюмы Зейгарник в разработку психологических проблем был оценен Американской психологической ассоциацией, присудившей ей премию имени Курта Левина (1983). В СССР ей была присуждена Ломоносовская премия I-й степени (1978).

Блюма Вульфовна Зейгарник родилась 9 ноября 1900 года в Пренах Ковенской губернии, там же окончила гимназию.

Эффект незавершенного действия, или в чем состоит эффект Зейгарник

После замужества в 1921 году переехала в Берлин, где поступила в Берлинский университет на филологический факультет. Там под влиянием лекций Макса Вартхаймера она заинтересовалась психологией. В 1924 году начала посещать семинар Курта Левина, который занимался психологией личности, в частности изучением движущих мотивов личности, поведения личности в её среде, потребностей и квазипотребностей личности и их зависимости от социального окружения. Одновременно с занятиями у Левина Блюма Зейгарник продолжала посещать занятия и у других профессоров: так, она занималась в психиатрической клинике у К. Гольдштейна, прослушала курс лекций Э. Шпрангера и по эстетике М. Дессуара. Приблизительно в это время (1925), после проведения ряда экспериментов Зейгарник обнаружила закономерность, которая вошла в науку под именем «эффект Зейгарник»: незавершенные действия сохраняются в памяти человека намного лучше, чем действия завершенные. Эксперимент сводился к тому, что экспериментатор просил испытуемых за определенное время решать ряд задач. При этом испытуемому не давали завершить часть из них, ссылаясь на нехватку времени. Позже испытуемому предлагали перечислить все задания, которые он запомнил. Предполагалось, что в случае прерывания решения задачи возникает определенный уровень эмоционального напряжения, который не получает своей разрядки в решении задачи и, в свою очередь, способствует сохранению этого «неудовлетворительного» действия в памяти (гипотеза в духе школы К. Левина, под руководством которого проводился эксперимент). Было показано, что среди сохранившихся в памяти действий отношение незавершённых действий к завершённым равно 1,9. Т.о., результат отличается почти в 2 раза.

В 1927 году Б.В. Зейгарник окончила Берлинский университет и в 1931 году вернулась в СССР, где стала ближайшей помощницей Л.С. Выготского, работала в психоневрологической клинике Института экспериментальной медицины.

В 1940 году был арестован и осужден на 10 лет без права переписки муж Б.В. Зейгарник, и она осталась практически без поддержки с малолетним сыном. Во время Великой Отечественной войны Зейгарник с сыном эвакуировались из Москвы. В эвакуации работала в нейрохирургическом госпитале на Урале. В послевоенный период Блюма Зейгарник возглавляла лабораторию психологии в Институте психиатрии, которая была создана при её непосредственном участии. Именно в этот период на стыке общей психологии и психиатрии была сформирована особая ветвь психологии — экспериментальная патопсихология.

Труды:

§ Полная библиография работ Б.В. Зейгарник

§ «Нарушения мышления у психически больных» 1959

§ «Патология мышления» 1962

§ «Введение в психопатологию» 1969

§ «Основы патопсихологии» 1973

§ «Патопсихология» 1976

§ «Психология личности: норма и патология» 1982

История вопроса

В психологии известен эффект, названный по имени его открывателя эффектом Зейгарник. Этот принцип говорит о том, что незавершенные дела вызывают в человеке определенное внутреннее напряжение, которое заставляет помнить об этих делах и возвращаться к ним в мыслях снова и снова. Вкратце история вопроса такова. В конце 20-х годов прошлого века будущий советский психолог Блюма Зейгарник с группой студентов и своим преподавателем находились в кафе, где их удивил официант, запомнивший, не записывая, их большой заказ.

Поговорив с официантом, они выяснили, что он помнил все неисполненные заказы, но уже не помнил те, которые только что исполнил. Зейгарник предположила, что человек по-разному запоминает законченные и незаконченные действия ввиду их разной значимости для него. Позднее она развила эту идею. В ее экспериментах испытуемые должны были решать интеллектуальные задачи. Время на решение задачи она определяла произвольно и в любой момент могла заявить, что время истекло, и задача не решена. Через несколько дней испытуемые должны были вспомнить условия тех задач, которые им предлагались. Выяснилось, что если решение задачи было прервано, она запоминается лучше по сравнению с решенными задачами примерно в два раза. Эта особенность и получила название «эффект Зейгарник». Зейгарник установила, что начало выполнения задачи создает напряжение в памяти, которое не разряжается до тех пор, пока задача не завершена.

Это напряжение постоянно стремится к реализации, к своему завершению. Это стремление влияет на память и поведение человека. То есть человек стремится к завершению своих задач. Людям нравится чувствовать завершенность и наоборот не нравится незавершенность.

На мой взгляд, основной вывод, который может сделать из этих экспериментов, состоит в том, что не нужно иметь одновременно много незавершенных задач. Любая начатая и незаконченная задача сохраняет в вашей памяти напряжение. Это напряжение отвлекает вашу энергию.

На бытовом уровне это в общем то и так понятно, но как видим эффект получил свое подтверждение экспериментально.

У каждого конечно свой разумный предел на количество задач, находящихся в процессе решения. Надо его понимать и стараться не превышать. Если задача большая и время на ее решение затягивается, лучше разбить ее на части, чтобы получать удовлетворение от решения подзадач.

Стоит осторожнее относиться к принятию на себя обязательств. Если брать в работу задачи, то только те, которые вам действительно нужны.

И что еще интересно — у вас могут быть какие-то очень старые незавершенные задачи, которые в своем прямом виде уже забыты. Но свое напряжение они могут сохранять и тем самым влиять на ваше поведение. Их желательно вспомнить и завершить, если конечно такое возможно.

Завершение освобождает энергию.

Современное применение

эффект зейгарник память поведение напряжение

Одной из основополагающих человеческой психологии является тот факт, что ни один человек абсолютно не терпит неопределенности. Любой человек старается найти ответы на все интересующие его вопросы как можно быстрее. Именно на этой особенности человеческой психологи и основан так называемый эффект неопределенности. Абсолютно все статьи, ролики и сюжеты, которые используют эффект неопределенности чаще всего заканчиваются неожиданно, абсолютно никак не разрешая сложную ситуацию и никаким образом не развязывая ее. Именно этот эффект очень часто используется в рекламах, в ходе которых рекламщики задают посетителям провокационные и в тоже время очень интересные вопросы, ответы на которые можно получить только перейдя по какой-либо ссылке. Таким образом, читатели или же пользователи сайтов намного лучше запоминают информацию, размещенную на сайте, даже в том случае, если мелкие детали будут запомнены намного более четко и точно. Данный эффект носит название эффекта Зейгарника и является очень эффективными при написании текстов для веб, так как помогает заинтересовать и привлечь все новых и новых читателей.

  • Влияние индивидуально психологических особенностей на формирование личности профессионала

    Взаимосвязь профессионализма и индивидуальных психологических особенностей личности. Актуальность диагностики профессиональной пригодности людей, ее взаимосвязь с дальнейшим становлением профессионализма. Понятие личность в психологии, свойства личности.

    курсовая работа [82,3 K], добавлен 14.08.2010

  • Общая характеристика психологии как науки. Основные методы психологических исследований

    Анализ закономерностей развития и функционирования психики как особенной формы жизнедеятельности человека. Изучение психических процессов, состояний и свойств личности. Основные формы проявления психики и их взаимосвязь. Место психологии в системе наук.

    презентация [155,6 K], добавлен 20.09.2015

  • Взаимосвязь индивидуально-психологических особенностей и мотивационной сферы личности в студенческом возрасте

    Проблема исследования мотивации в современной психологии. Результаты факторного анализа разноуровневых показателей в структуре интегральной индивидуальности у студентов с различной мотивацией. Анализ достижений в зависимости от уровня мотивации.

    реферат [14,4 K], добавлен 14.03.2011

  • Предмет психологии и его определение

    История появления термина «психология», ее сущность и место в системе наук. Исследование механизмов и закономерностей психики человека, а также процесса формирования психологических особенностей личности. Предмет психологии в традиционных представлениях.

    реферат [61,2 K], добавлен 25.02.2012

  • Взаимосвязь психологии и педагогики

    Предмет и структура педагогической психологии. Выявление, изучение и описание психологических особенностей и закономерностей интеллектуального и личностного развития человека в условиях учебно-воспитательной деятельности, образовательного процесса.

    реферат [41,7 K], добавлен 19.09.2009

  • Современные представления о функционировании памяти

    Память как психологическая категория. Исследование подходов к изучению памяти в отечественной и зарубежной психологии. Роль памяти в жизни и деятельности человека как личности. Индивидуальные и типологические особенности памяти. Виды и процессы памяти.

    курсовая работа [46,6 K], добавлен 17.10.2014

  • Смех и его роль в жизни человека

    Положительная роль смеха в жизни человека: разряжение напряженной ситуации, предотвращение конфликтов, снятие стресса. Понятие черного юмора. Взаимосвязь физического здоровья человека с его психологическим состоянием (смехом, печалью, слезами, улыбками).

    реферат [21,4 K], добавлен 16.11.2013

  • Развитие памяти в дошкольном возрасте

    Сущность памяти как отражения прошлого опыта человека, характеристика ее видов и психологических особенностей. Основные этапы овладения произвольными формами памяти. Исследование процесса опосредованного запоминания информации в дошкольном возрасте.

    курсовая работа [40,0 K], добавлен 24.06.2011

  • Взаимосвязь темперамента и основных стратегий поведения в конфликте

    Современное состояние изучения психологии конфликта. Связь темперамента и деятельности. Психологические теории темперамента. Стратегии поведения в конфликте. Исследование влияния особенностей темперамента на поведение личности в конфликтной ситуации.

    курсовая работа [928,2 K], добавлен 26.06.2015

  • Влияние психодинамических особенностей личности на поведение в конфликтных ситуациях

    Психологические теории темперамента. Связь темперамента и деятельности. Стиль деятельности. Современное состояние изучения психологии конфликта. Эмпирическое исследование влияния особенностей темперамента на поведение личности в конфликтной ситуации.

    курсовая работа [289,9 K], добавлен 18.09.2007

  • Содержание:

    1. Зейгарник-эффект.

    2. Воспоминания Б.В.Зейгарник о юности.

    3. Годы работы с К.Левином.

    4. Время тяжёлых испытаний для Б.В. Зейгарник.

    5. Научная деятельность Блюмы Вульфовны.

    6. Создание научных основ патопсихологии.

    7. Внутренний мир Зейгарник.

    8. Практическая деятельность Б.В. Зейгарник.

    9. Загадка феномена личности Б.В. Зейгарник.

    10. Список литературы.

    1.Зейгарник-эффект .

    В 1927г. На отделении психологии философского факультета Берлинского университета была защищена дипломная работа. Руководитель – известный уже в те годы психолог Курт Левин. Тема – «О запоминании завершённых и незавершённых действий», а имя дипломницы – Блюма Вульфовна Зейгарник. В работе показывается, что незавершённые действия запоминаются почти в 2 раза лучше, чем завершённые; в основе этого явления, как было доказано в исследовании, лежит актуальная потребность (квазипотребность, по К.Левину). Сама Блюма Вульфовна вспоминала, что на следующее утро после защиты диплома ей позвонил К.Левин и сказал» «А вы знаете, что вы наделали? Вы совершили научное открытие». И это действительно так. Описанный Блюмов Вульфовной феномен преимущественного запоминания незавершённых действий вошёл в мировую научную психологическую литературу под её именем – феномен Зейгарник, или Зейгарник-эффект. Дипломница К.Левина, одна из ярких представительниц знаменитой плеяды его учеников, составивших гордость мировой психологии (достаточно только назвать их имена – Ф.Хоппе, М.Юкнат, Т.Дембо, Г.Биренбаум и др.), Б.В.Зейгарник стала знаменитой, а её имя сразу же было отнесено к числу классиков мировой психологии.

    Личность Б.В. Зейгарник – ярчайший психологический феномен, заслушивающий особого изучения. Жизнь Б.В.Зейгарник, её творческая научная и клиническая деятельность достойны восхищения и могут стать образцом для подражания. Мы надеемся, что эти несколько отрывочные заметки позволят восстановить живой образ Б.В. Зейгарник.

    2. Воспоминания Б.В.Зейгарник о юности .

    Б.В. Зейгарник прожила долгую и трудную жизнь. Она родилась 9 ноября 1900 г. В маленьком литовском городке Пренай в многочисленной дружной семье. О царившей в семье атмосфере можно теперь судить лишь по некоторым замечаниям самой Блюмы Вульфовны, вспоминавшей отца, его здравый смысл, ум и неиссякаемое чувство юмора. Возможно, творчество Шолома Алейхема может дать некоторое представление о том представлении доброжелательной иронии, которая постоянно присутствовала в семье. Живая и способная девочка успешно окончила гимназию и уехала учиться Берлинский университет. Здесь после кратковременного «пробного» обучения на нескольких гуманитарных факультетах она поступила на отделение психологии философского факультета. В Берлинском университете Б.В. Зейгарник слушала лекции известных психологов – В.Келера, М. Вертгеймера и др. Посещала лекции по философии, филологии, математике. Слушала лекции А. Эйнштейна. Тема его лекций, вспоминала потом она, не увлекла её, но сама личность лектора притягивала к себе творческой незаурядностью, загадкой гениального ума и яркого характера.

    3. Годы работы с К.Левином .

    Блюма Вульфовна с её интересом к внутреннему миру человека довольно скоро нашла себе учителя психологии. Им стал К.Левин. В те годы его психологическая теория была ещё в стадии становления. Сам К.Левин, не намного старше своих учеников, был для них не только учителем, но с другом-единомышленником. Б.В. Зейгарник вспоминала, что общение с К. Левином отличалось оп стилю от того, что было принято в научно-академических кругах того времени. Человек с общительным, живым характером., К.Левин вовлекал своих учеников в особую «игру-поиск», делая часто предметом исследования непосредственные житейские наблюдения над людьми.. Так, его семинары часто проходили в кафе за чашечкой кофе.

    Зейгарник эффект

    В частности сам феномен запоминания незавершённых действий был «подсмотрен» им именно в этой ситуации. Он обратил внимание (вспоминала Б.В.) на то, что официант прекрасно помнит заказ каждого посетителя. К.Левин попросил официанта назвать, не заглядывая в книжечку что заказал тот или иной посетитель. Официант, не задумываясь, воспроизвел содержание всех заказов. Когда же речь зашла о выходящих из кафе посетителях, он не смог назвать ни одного заказа. «Они ведь уже расплатились», — ответил он. Следовательно, заключает Левин, у него уже нет потребности помнить, напряжённая динамическая система – квазипотребность – иссякла. Умение всматриваться в обыденную жизнь, видеть за её мелочами глубокие психологические «корни», по-видимому, в значительной степени развилось у Б.В. Зейгарник именно в годы работы с К.Левином; в течение всей последующей жизни она совершенствовала эти навыки, опираясь на данные наблюдений в своей исследовательской работе.

    Особая атмосфера дружелюбия, взаимопонимания, товарищества объединяла вокруг Левина его учеников, была питательной средой для их совместного творчества.

    После защиты диплома Блюма Вульфовна продолжала работать в группе Левина, оставшись в Берлине с мужем, работником советского торгпредства. Вернувшись в Советский Союз (по-видимому в 1931 г.), она стала трудиться в психоневрологической клинике Института экспериментальной медицины, являясь ближайшим помощником Л.С. Выготского. Именно в эти годы она сближается со многими ведущими советскими психологами, становится их соратницей и единомышленницей.

    4. Время тяжёлых испытаний для Б.В. Зейгарник .

    30-е годы – время тяжёлых испытаний для Блюмы Вульфовны. В стране нарастала волна репрессий. Преждевременная смерть Л.С. Выготского, как считала она, была ускорена именно этими событиями. Не обошли испытания стороной и Блюму Вульфовну. В 1938 году был арестован её муж, она осталась одна с малолетним сыном, второй её сын родился вскоре после ареста мужа. Страх, неуверенность в будущем, материальная неустроенность на долгие годы поселились в семье Зейгарник. Среди немногих друзей, оставшихся верными ей в эти тяжёлые годы были А.Р. Лурия, С.Я. Рубинштейн. До последних дней жизни Блюмы Вульфовны С.Я. Рубинштейн оставалась её подругой и соратницей. В то тяжёлое время Сусанна Яковлевна помогала ей во всём, поддерживала её морально, сопровождала в «походах» на Лубянку, чтобы узнать о судьбе её репрессированного мужа (он погиб в застенках КГБ). Блюма Вульфовна Была Благодарна С.Я. Рубенштейн за дружескую помощь, высоко ценила преданность и отзывчивость; часто повторяла своим ученикам, роптавшим на её тяжёлый характер: «Вы не знаете Сусанну Яковлевну. Она верный друг и очень хороший человек».

    5.Научная деятельность Блюмы Вульфовны .

    В годы Великой Отечественной войны, эвакуировавшись из Москвы, Блюма Вульфовна работала на Урале в нейрохирургическом госпитале «Кисегач», принимая активное участие в работе по восстановлению психической деятельности тяжело раненых. Результаты этих исследований были впоследствии опубликованы. В этот период укрепляются её научные и личные контакты со многими крупнейшими психологами страны – А.Р.Лурией, А.Н.Леонтьевым, А.В.Запорожцем, С.Г. Геллерштейном и другими. С большим теплом и любовью вспоминала о них впоследствии Б.В.Зейгарник, отмечая, что именно в этот период под влиянием общения с психологами школы Выготского и оформились её представление о патопсихологии как особой области знания.

    В послевоенные годы Блюма Вульфовна работала в НИИ психиатрии МЗ РСФСР, где возглавляла созданную ею лабораторию экспериментальной патопсихологии (до 1967 г.). В этот период её научными партнёрами становятся многие замечательные отечественные психиатры – М.Я. Серейский, С.Г.Жислин, И.Г.Равкин, Г.Е.Сухарева, Д.Е.Мелехов и другие. В это время тяжёлого идеологического гнёта, нарастающей физиологизации психиатрии (в особенности после знаменитой «Павловской сессии» 1950 г.) эти клиницисты старой врачебной школы не только оставались верными лучшим традициям психиатрии прошлого (не мыслившей эффективной работы с психически больными без психологии), но поддерживали и защищали как Зейгарник, так и её «молодую» лабораторию. В особенности надёжную защиту она чувствовала со стороны проф. Д.Е.Мелехова, бывшего директором Института психиатрии в тот период, когда готовился судебный процесс над «врачами-убийцами». Именно он помог сохранить лабораторию, а её – оставить в штате института (хотя уже существовало решение об её увольнении). В эти годы она провела обширный цикл исследований, ставших научным фундаментом современной психологии.

    В то же время Б.В.Зейгарник начинает читать курс патопсихологии сначала на отделении психологии философского факультета МГУ, затем (с 1966) – на факультете психологии. С 1967 г. Она становится профессором факультета психологии, где с увлечением вела свою работу до последних дней жизни. Заслуги Б.В. Зейгарник были отмечены Ломоносовской премией I степени (1978) и международной премией им. К.Левина (1983).

    Блюма Вульфовна принадлежала к тому поколению, на долю которого выпало несколько небывлых по тяжести войн, российская революция со всеми её социальными последствиями, тоталитаризм, репрессии. Колесо истории оставило глубокие следы (вернее, раны) на её судьбе. Это не могло не наложить отпечаток на её личность и общее мироощущение. Какой она была в молодости, в период её работы в Берлине у К.Левина, мы уже не узнаем никогда. Современников и очевидцев не осталось. Сама Блюма Вульфовна (как многие люди её поколения), вспоминая это время), говорила о себе мало, скупо, неохотно. Правда, те, кто знал её в начале 30-х гг., после возвращения из Германии (А.Н. Леонтьев, С.Я. Рубенштейн), вспоминали, что она производила впечатление блестящего (слово А.Н. Леонтьева), жизнерадостного, талантливого во всем человека.


    FILED UNDER : IT

    Submit a Comment

    Must be required * marked fields.

    :*
    :*