admin / 15.05.2018

Аутсорсинг разработки по

В наш век развитых технологий в сфере IT стремительно набирает популярность аутсорсинг. Почему так происходит и какие преимущества предоставляет аутсорс?

Почему в мире набирает популярность аутсорсинг?

Первоначально аутсорсинг применялся только для вспомогательных работ, таких как уборка офиса или озеленение территории. Но сегодня считается, что компании должны поручать субподрядчикам все, что те способны выполнить лучше или дешевле благодаря своему масштабу и специализации.

Ф. Котлер (тот самый).

Что такое аутсорсинг разработки документации?

Давайте для начала проясним значение термина в целом:

АУТСОРСИНГ (англ. outsoursing, «использование внешнего ресурса») – это способ организации деятельности компании, при котором производится передача компанией выполнения части своих функций внешней организации.

Таким образом, аутсорсинг разработки документации – это делегирование бизнес-процесса документирования внешней организации, которая выступает в роли подрядчика.

Как выстраивается работа при аутсорсинге разработки документации?

Как правило, при аутсорсе документации компания-заказчик полностью делегирует процесс создания документов внешнему исполнителю, в некоторых случаях включая и вопросы согласования проектируемых документов со своим собственным заказчиком. Такая схема имеет заслуженную популярность в связи со своей высокой эффективностью и практичностью, в том числе:

– при выполнении крупных коммерческих и государственных заказов, когда риски особенно велики;
– при выполнении небольших постоянных проектов, когда эффективность и экономия особенно важны.

Однако вне зависимости от выбранной схемы, важную роль играет непосредственный процесс подготовки, создания и оформления технической документации исполнителем-аутсорсером. В особенности, если подразумевается удаленная (дистанционная) разработка или поддержка документов. Хорошо, если такой бизнес-процесс есть и формализован, плохо – если его нет вовсе. Например, наша компания использует схему изготовления документов на основе международного стандарта Document Development Life Cycle (DDLC):

Какие реальные преимущества может получить ваша компания от применения аутсорсинга разработки документации?

– повышение эффективности работы компании посредством концентрации на основных направлениях деятельности и освобождения соответствующих ресурсов;
– существенное снижение затрат посредством освобождения от бизнес-процессов по документированию программного обеспечения;
– значительное снижение рисков посредством делегирования разработки документов квалифицированным специалистам.

Таким образом, аутсорсинг разработки документации позволяет использовать опыт профессионалов, сократить риски и снизить затраты, увеличивая при этом отдачу вложенных средств.

Какие подводные камни существуют в аутсорсинге разработки документации?

Всегда есть и обратная сторона медали, а в данном случае следует обратить внимание на следующие моменты.

Во-первых, это самый популярный вопрос про конфиденциальность информации. Данный вопрос разобран в отдельной статье и в настоящее время, как правило, не представляет реальной опасности при грамотной организации процесса документирования.

Во-вторых, так как передача разработки документов на аутсорс обычно производится целиком, следует быть особо внимательным при выборе исполнителя. В нашем цикле статей «О технической документации» есть заметка о том, как правильно выбрать разработчика технической документации – настоятельно рекомендуем ознакомиться.


Довольно большое количество предприятий пытается заниматься разработкой электроники самостоятельно, боясь доверить данное занятие специалистам. Почему это происходит? Конечно же, в первую очередь любой руководитель компании или предприятия хочет иметь собственный отдел разработки, так как считает, что это будет выгоднее и проще, чем обращаться в центры разработки.

Аутсорсинг программного обеспечения

В некоторых случаях это оправдано, например, когда род занятий компании непосредственно связан с разработкой электроники или у компании есть идеи, которые нельзя доверить «чужим» (хотя этот вопрос решается с помощью договора о неразглашении). В остальных случаях проще обратиться в специализированный дизайн-центр.

Сложности создания собственного отдела разработки электроники

Когда руководитель начинает работать над созданием отдела, появляется ряд вопросов, таких как:

  • постоянные финансовые затраты в процессе создания отдела и его работы (приличные инвестиции на этапе создания, плюс регулярные выплаты сотрудникам, независимо от их загруженности);
  • сложности с поиском квалифицированных специалистов (особенно тех, которые имеют большой опыт работы) и созданием команды;
  • необходимость создания нужных условий для ведения разработки электроники (помещение, оборудование и т.д.);
  • кто то должен управлять процессами, проектами и взаимоотношениями в коллективе, т.е. необходим опытный управленец с техническими знаниями;
  • создание отдела, способного решать реальные задачи, дело не быстрое (особенно актуально, когда «разработка нужна еще вчера»).

После нескольких безуспешных попыток, потраченного времени и денежных средств, руководитель компании начинает задумываться над тем, что может быть стоит обратиться в специализированные компании, которые профессионально занимаются разработкой электроники на заказ, чем решать вопрос с созданием собственного отдела.

Преимущества центров разработки электроники

Специализированные дизайн-центры имеют ряд преимуществ, таких как:

  • наличие слаженной команды из высококвалифицированных работников, имеющих большой опыт работы в данной сфере;
  • наличие специального оборудования, программного обеспечения и навыков работы с ним;
  • знание современной элементной базы, рынка производителей комплектующих и печатных плат;
  • головная боль по управлению разработчиками переходит к управленцам дизайн-центра (заказчику нужно только описать простыми словами желаемый результат и принять его по завершению разработки);
  • прогнозируемые бюджет и сроки разработки электроники;
  • индивидуальный подход к каждому клиенту;
  • дизайн-центр живет исключительно разработками, поэтому не в его интересах делать работу некачественно;
  • техническая поддержка от квалифицированных специалистов во время и по завершению разработки;
  • адекватные расценки на выполнение работ.

Сопоставив все имеющиеся преимущества дизайн-центров, которые занимаются разработкой электроники на заказ, можно сказать, что далеко не каждое предприятие захочет создавать собственный отдел разработки, так как это невыгодно. Если вы цените надежность и высокий уровень качества выполненных работ, то, безусловно, лучше довериться квалифицированным специалистам, которые смогут сделать всю работу не только на самом высоком уровне, но также в прогнозируемые сроки и за адекватные деньги, что особенно важно в наше время.

Аутсорсинг разработки документации

Разработка электроники на заказ

Научные исследования и опытно-конструкторские разработки

Компания «ПАНТЕС» занимается контрактной разработкой электроники на заказ с 1993 года и предлагает в этой области полный комплекс услуг: от разработки концепции новой продукции до выпуска полностью готового комплекта Конструкторской Документации (КД).

Мы специализируемся и имеем опыт в области разработки на заказ следующих изделий:

  • контроллеров технологических процессов (на базе контроллеров Atmel, STM, TI);
  • телекоммуникационных модулей (технологии передачи данных GSM, LoRa, Wi-Fi, а также приемо-передающие радиомодули);
  • систем позиционирования и геолокации (GPS, Glonass);
  • интерфейсных модулей (Ethernet, EtherCAT, USB, RS-232, RS-485 и т.д.);
  • источников вторичного электропитания (ИВЭП) (линейных, импульсных, регулируемых, с фиксированным напряжением);
  • контроллеров управления электроприводами.

Стандарты, используемые при контрактных разработках электроники:

  • научно-исследовательские работы (НИР) проводятся в соответствии с ГОСТ Р 15.001-96, ГОСТ 15.011-96, ГОСТ 15.101-98, ГОСТ 7.32-2001
  • опытно-конструкторские работы (ОКР) и выпуск КД наша компания проводит в соответствии со стандартами ЕСКД групп 0-9 (ГОСТ 2.051-2006, ГОСТ 2.052-2006, ГОСТ 2.053-2013, ГОСТ 2.1хх, ГОСТ 2.3хх, ГОСТ 2.6хх), ОСТ 4Г0.010.011
  • программное обеспечение разрабатывается в соответствии со стандартами ЕСПД групп 0-6 (ГОСТ 19.ххх)

Штат отдела НИОКР укомплектован инженерами всех необходимых специальностей: разработчиками, программистами, конструкторами, инженерами по комплектации, инженерами по ППМ, инженерами-технологами.

Специалисты компании используют следующие среды для разработки программных продуктов:

  • для проектирования печатных плат: Altium Designer, SolidWorks, AutoCad, CAM350, CorelDraw и др;
  • для разработки интерфейсного программного обеспечения – Qt Creator;
  • для микроконтроллеров серии C2000 (Texas Instruments — TI) – Code Composer Studio;
  • для программирования микроконтроллеров (Atmel) — AVR Studio;
  • для программирования EtherCat контроллеров – TwinCat;
  • для программирования ПЛИС микросхем (Altera) – Quartus;
  • для мониторинга обмена данными между ПК и EtherCat модулем — программа Wireshark.

Все используемое нашей компанией программное обеспечение является исключительно лицензионным.

Предварительную заявку на разработку электроники Вы можете направить нам по адресу info@pantes.ru.

Алексей АНОХИН — аспирант кафедры менеджмента РАГС

Аутсорсинг — это передача на договорной основе непрофильных функций (процессов, направлений деятельности) сторонним организациям, которые обладают соответствующими техническими средствами и/или управленческими знаниями в какой-либо конкретной области (сфере компетенции) [1].

Практика применения аутсорсинга за рубежом получила активное развитие в 1980-90-х годах минувшего века. Во многом это связано с новой волной реформ в сфере государственного управления, в ходе которых различные государственные организации стали уделять больше внимания заимствованию эффективных технологий из частного сектора, а также с необходимостью инновационных решений для удовлетворения возрастающих общественных потребностей, желанием улучшить качество услуг, обеспечить контроль над издержками.

Согласно проведенным исследованиям (компания Accenture в 2002-2003 годах и Государственный университет — Высшая школа экономики по заказу Министерства экономического развития Российской Федерации в 2007 г.) [2] в мировой практике в системе государственного управления наиболее развиты следующие виды аутсорсинга:

■    информационные технологии;

■    поддержание инфраструктуры;

■    повышение квалификации и обучение персонала;

■    предоставление отдельных услуг населению и управление взаимоотношениями с клиентами.

В рамках этих исследований были выделены три основные тенденции развития аутсорсинга в государственном секторе:

1. Расширение практики применения аутсорсинга в государственных органах, что во многом связано с увеличением объемов привлечения негосударственных организаций к оказанию населению услуг, которые прежде оказывались государственными органами.
2. Изменение причин обращения к аутсорсингу — от снижения затрат к повышению качества услуг.

3. Развитие аутсорсинга в двух направлениях: трансформации и эффективности.

Основываясь на данных опроса госслужащих, компания Accenture сформулировала шесть ключевых факторов, необходимых для успешной реализации аутсорсинг-проектов в государственном секторе [3, p.20]:

■    выстраивание отношений с поставщиками в соответствии с текущей ситуацией;

■    результативное проведение переговоров и подписание контрактов;

■    эффективная мотивация персонала;

■    обеспечение взаимодействия в рамках деловых связей;

■    организационная гибкость и инновационность;

■    мониторинг выполнения контрактов.

Государственные органы различных стран используют технологию аутсорсинга с разной степенью интенсивности, что видно из следующего рисунка — схемы [3, р.14].

Рассмотрим несколько примеров. В 1992 году правительство Великобритании начало реализацию программы под названием «Тестирование рынком»» («Market Testing»), согласно которой затраты на осу-
ществление деятельности государственных органов сравнивались с затратами на привлечение внешних поставщиков услуг к реализации отдельных процессов и видов работ.

Основными направлениями программы стали: расширение сферы услуг, предоставляемых сторонними организациями, которые были выбраны на конкурсной основе; выявление перспективных направлений для подрядов; устранение факторов, препятствующих инициативе подрядчиков [4].

В этой же стране аутсорсинг широко применяется в социально-трудовой сфере, здесь в течение последних десятилетий действует система частных социальных учреждений, оказывающих услуги населению в рамках государственных социальных программ.

Аутсорсинг разработки ПО

Британские менеджеры высоко оценивают и экономическую и социальную эффективность этой системы. Так, например, компания Siemens Business Services подписала в 2006 году контракт с Департаментом труда и пенсий правительства Великобритании. Объем контракта составил 85 миллионов евро, предполагаемая дата завершения — 2010 год. В ходе проекта реализуется комплексная платежная система, которая автоматизирует такие процессы, как ведение бухгалтерского учета и расчет платежей. Объемы работы — 160 миллиардов евро для 17 миллионов граждан [5].

В целом, по мнению исследователей, развитие системы аутсорсинга в государственном секторе Великобритании обусловлено следующими причинами [6, с.12]:

■    высокой текучестью кадров, трудностями при найме и удержании персонала;

■    необходимостью повышения эффективности расходования средств;

■    созданием специальных правительственных агентств, чья роль заключается в содействии развитию коммерческих принципов предоставления услуг;

■    конкуренцией со стороны компаний частного сектора, желающих принимать более активное участие в деятельности органов государственной власти;

■    возможностью использования новых технологий в рамках аутсорсинга. Правительство США также положительно относится к применению аутсорсинга, причем данная тенденция отмечается на самом высоком уровне. Ряд правительственных учреждений в США, например Администрация общих служб и Административно-бюджетное управление, наделены функцией контроля и разрабатывают специальные государственные программы в этой сфере, однако отдельные ведомства могут принимать самостоятельные решения о передаче процессов на аутсорсинг. Административно-бюджетное управление формирует реестры процессов и видов работ, которые рекомендуются для передачи частным компаниям или выполнения силами государственных органов.

В качестве примера широкого развития аутсорсинга в США можно привести контракт Агентства национальной безопасности США с корпорацией CSC, предметом которого стала модернизация информационной инфраструктуры службы [6, c.26]. В рамках данного контракта, заключенного на десять лет, корпорация будет осуществлять работы по технической поддержке, обеспечению безопасности и управлению компьютерными сетями.

В России серьезное внимание аутсорсингу стали уделять с 2005 года, когда президент В. Путин посетил Индию (Центр индустрии в г. Бангалор) и высказал пожелание использовать индийский опыт в области аутсорсинга. После этого Правительство РФ одобрило реализацию новой стратегии, направленной на повышение привлекательности России как исполнителя заказов, отданных на аутсорсинг. Внесены изменения в законодательство и выделены ассигнования на создание особых экономических зон в Санкт-Петербурге, Новосибирске, Нижнем Новгороде и Дубне (Московская область). Каждый из этих технопарков получает государственные ассигнования от 80 до 100 млн долларов.

Рисунок 1

 

Можно считать, что в России применительно к государственному управлению аутсорсинг приравнивается к понятию государственной контрактации, подразумевающей заключение контрактов с частными фирмами на поставку товаров и услуг, ответственность за удовлетворение потребностей в которых несет государственный сектор [7].

При этом в российском законодательстве «аутсорсинг» как правовой институт все еще четко не прописан. Применение этой экономической технологии попадает под действие Федерального закона от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», хотя в Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 гг., одобренной распоряжением Правительства РФ от 25 октября 2005 г. № 1789-р, в качестве одного из направлений развития уже указано на «внедрение системы аутсорсинга административно-управленческих процессов в органах исполнительной власти».

В рамках этих документов можно рассматривать следующие сферы использования аутсорсинга [8]:

■    разработка и принятие нормативных правовых актов, методической базы для установления механизма аутсорсинга административно-управленческих процессов;

■    использование механизмов аутсорсинга в административно-управленческих процессах;

■    внедрение системы аутсорсинга административно-управленческих процессов в органах исполнительной власти и на региональном уровне;

■    требования к созданию нормативной и методической базы.

Просматриваются интерес и востребованность ИТ-аутсорсинга со стороны органов государственной власти. В первую очередь это такие структуры, как Банк России, Минфин, ФНС России, ФТС России, Федеральная служба по финансовым рынкам, Федеральное казначейство, Счетная палата, ЦИК России, Росстат.

В последние два года число госорганов, заинтересованных в ИТ-аутсорсинге, существенно увеличилось. Это связано с реализацией масштабных ИТ-проектов и федеральных целевых программ (ФЦП), в рамках которых финансировалось и финансируется ИТ-перевооружение органов государственной власти. В числе крупных ИТ-проектов можно назвать создание и развитие систем ГАС “Выборы”, ГАС “Правосудие”, а также ведомственных телекоммуникационных сетей и других органов государственной власти федерального уровня.

В результате исследований, проведенных в двадцати пяти российских ведомствах (Росстат, Росрезерв, Роснаука, Минтранс, Федеральная служба по финансовым рынкам и др.), было установлено, в частности, что на аутсорсинг передаются следующие административно-управленческие процессы: [9]

■    разработка программного обеспечения;

■    техническое обслуживание оборудования;

■    сопровождение информационных систем, включая систему электронного документооборота, обслуживание сайтов;

■    обучение и организация учебного процесса, профессиональная переподготовка кадров;

■    обеспечение деятельности центрального аппарата;

■    проведение экспертизы научных проектов и программ, разработка концепции развития элементов инновационной инфраструктуры и региональных инновационных систем;

■    создание единой автоматизированной системы учета результатов научно-технической деятельности.

При принятии решения о привлечении внешних исполнителей к выполнению отдельных административно-управленческих процессов необходимо учитывать вспомогательный (обслуживающий) характер деятельности; наличие необходимой квалификации и специализации (организационнотехнические возможности поставщика); качество и цену предоставляемых услуг; возможность осуществления контроля за выполнением переданных на аутсорсинг процессов и функций; существование правовых основ и механизмов прекращения партнерских отношений в случае ненадлежащего исполнения привлекаемыми организациями принятых на себя обязательств.

Выбор исполнителей осуществлялся на конкурсной основе с заключением государственных контрактов, в которых определяются конкретные процедуры и механизмы контроля.

Вместе с тем специалисты при ответе на вопрос об эффективности аутсорсинга отмечают отсутствие законодательного определения понятия, критериев оценки его эффективности, а также рекомендаций по развитию, включая принципы и технологии.

Аутсорсинг может применяться не только федеральными, но и региональными органами власти.

Так, механизм аутсорсинга административно-управленческих процессов внедряется в органах исполнительной власти Алтайского края. Управлением по печати и информации аутсорсерам передана функция по ведению сайтов края и органов исполнительной власти, а также сайта «Алтай Трансграничный», предусматривается пилотное внедрение данного механизма в структуры здравоохранения и фармацевтической деятельности, Управления по культуре [10]. Законодательные акты, регулирующие данный механизм, приняты в Республике Чувашия, Иркутской, Липецкой, Тамбовской и Томской областях.

На базе имеющихся публикаций и изученного опыта можно сделать определенные выводы.

Достаточно активно развивается практика аутсорсинга в органах государственной власти и управления современной России. Анализ информации показывает, что различные ведомства в том или ином виде привлекают частные компании для реализации отдельных услуг.

В основном передаются на аутсорсинг вспомогательные процессы, в том числе транспортное обслуживание, эксплуатация зданий, информационное обеспечение, техническое обслуживание оборудования, поддержка информационных систем, а также организация обучения и повышения квалификации персонала.

В органах государственной власти и управления в настоящее время отсутствуют разработанные процедуры и механизмы контроля передачи административно-управленческих процессов на аутсорсинг, в том числе методики и критерии оценки эффективности их выполнения

Развитие аутсорсинга сдерживается из-за отсутствия законодательно закрепленного определения понятия «аутсорсинг», стандартов его применения. Использование аутсорсинга носит несистемный характер. Аутсорсинг для органов государственной власти и управления зачастую является ограниченным, фрагментарным, весьма дифференцированным по регионам России, так как нет четко выбранного курса в отношении привлечения частных компаний и фирм.

Литература

1. Козориз Т. Аутсорсинг: понятие, цели, практика использования в России / Акционерное общество: вопросы корпоративного управления. 2006. № 12.

2. Outsourcing in government is growing and getting more sophisticated, finds new research. http://ec.europa.eu /idabc/en/ document/1084/364 (30.01.07), Государственный контракт №    6524- АШ/Д05 от 2007 г. между Государственным университетом — Высшей школой экономики и Министерством экономического развития Российской Федерации.

3. Outsourcing in Government: Pathways to Value. Accenture, May 2003.

4. Василенко И.А. Государственное и муниципальное управление. М.: Гардари-ки, 2005. С.258.

5. Основные аспекты аутсорсинга государственного заказа на профессиональную переподготовку гражданских служащих // http://www.rconsult.ru/; Новый контракт на аутсорсинг с правительством Великобритании. http://www.siemens. ru/it-solutions.siemens.sbs?res = ru /press/news/n10072006 (11.03.07).

6. Спарроу Э. Успешный IT-аутсорсинг / Пер. с англ. М.: КУДИЦ-ОБРАЗ, 2004.

7. Специализированные организации как один из видов государственного аутсорсинга. http://www.cptc.ru/main/ news/publication2.aspx

8. Петрыкина Н. Правовое регулирование договора аутсорсинга // Кадровый менеджмент. 2006. № 1. С.46; Аутсорсинг государственных функций и административных процессов. http://regadm. tambov.ru/adminref/autsorcing% 2081206. ppt.

9. Шестоперов А.М. Аутсорсинг как способ оптимизации административноуправленческих процессов в органах государственной власти (на примере ФАС России). Москва, 2007.

10. В Алтайском крае внедряется система аутсорсинга административно-управленческих процессов.

www.regnum. ru/news/1183884.html 08.07.2009.

FILED UNDER : IT

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*