admin / 22.09.2018
На главную На обзор аудио На аудиоFAQ
Что такое RDS?
|
|
RDS в Европе... | … и в России |
В начале 90-х годов был принят европейский RDS-стандарт «Cenelec En 50067-90». И сегодня большинство FM-станций в Европе использует RDS-предатчики, а большинство автомобильных ресиверов принимает RDS-сигнал. Для тех, кто почему-то еще не знаком с «Radio Data System», объясним: многие радиостанции параллельно с основной звуковой программой передают и дополнительную, в виде цифровых кодов. Приемник, оснащенный RDS, принимает эти сигналы и выводит их на дисплей как текстовую информацию. Кроме того, слушателю предлагается набор сервисных функций. Естественно, в сопроводительных документах к «car audio» объясняется. как их задействовать. Однако нелишне напомнить, для чего предназначены основные из них. «EON» дает визуальную информацию о других RDS-станциях, работающих в данный момент. «AF» покажет весь список RDS-станций, передающих аналогичные по содержанию программы. Если автомобиль покидает зону приема, тюнер в доли секунды должен переключиться на другую частоту, где передают похожую информацию или музыку. «CT» — это код, по которому передаются сигналы для синхронизации имеющихся в приемнике цифровых часов. Дата и точное местное время определяются автоматически, так что автомобилист не испытывает неудобств, допустим при переезде из одного часового пояса в другой или при переходе с «летнего» времени на «зимнее». «PS», «PT» высвечиваютна дисплее название радиостанции, на волну которой настроен приемник. «PTY» помогаетбыстро найти и выбрать нужную прграмму — скажем, новости или определенный стиль музыки — классику, рок, джаз: на дисплее высвечиваются надписи «NEWS», «ROCK» и т.д. «TA», «TP» нужны для приема служебной информации. При этом текущее звучание программы, кассеты или компакт-диска автоматически прерывается и возобновляется после сообщения, например, о заторах или чрезвычайных ситуациях на дороге. Если же «ваша» RDS-станция не передает в данный момент дорожных сообщений, тогда приемник сам выберет нужную станцию. В скором будущем у RDS появятся новые возможности. Уже разработаны, например, RDS-системы пейджинговой связи, а на очереди — использование «Radio Data System» для передачи навигационной информации. |
В России система RDS задействована отнюдь не столь широко. А поэтому получается по поговорке «тех же щей, да пожиже влей». Иногда «пребывание» в RDS ограничивается логотипом радиостанции, который высвечивается при настройке на ее частоту. Наиболее «продвинутые» станции предлагают слушателям так называемую бегущую строку. Впрочем никуда она не бежит: на дисплее просто появляется сообщение, в котором не более восьми знаков, через какое-то время его сменяет следующая строка. В общем, нередко наличие значка «RDS» свидетельствует о том. что ваша магнитола сделана для европейского рынка и поставляется в Россию официальным дистрибьютором, но все это не значит, что вы сможете пользоваться всеми ее сервисными функциями. То есть сами-то функции есть, но вот их «наполнение» отечественными станциями, к сожалению, оставляет желать лучшего. Тем не менее определенный набор информации можно получить с помощью RDS и у нас. В Москве, например, несколько станций передают прогноз погоды, курс американского доллара, немецкой марки и других валют, рассказывают о ситуации на дорогах, сообщают всяческие полезные телефоны (служба спасения и тому подобное), анонсируют культурные события (выставки, театральные и кинопремьеры), а также указывают фамилию ведущего передачи (почему-то многих это очень интересует). Что касается остальной России, то в Санкт-Петербурге и Самаре имеется всего по две RDS-станции, а в других крупных городах — по одной. Чтобы приблизиться к западным стандартам, отечественным вещателям FM-диапазона не мешало бы консолидировать усилия хотя бы для передачи дорожной информации. Конечно, это не просто, так как по сути им придется сотрудничать с конкурентами, но слушатели наверняка были бы им благодарны. ну а пока у нас есть лишь один способ в полной мере оценить возможности и преимущества RDS — прокатиться в Европу. |
Газета «Клаксон» 2000 год.
RDS ( Radio Data System ) — радиовещательная система для передачи на ультракоротких волнах вместе со звуковым сигналом небольшого количества цифровой информации.
Эта система была разработана в Германии в начале 90-х годов и, фактически, является развитием первой системы информационной радиослужбы для водителей — ARI (тоже немецкой).
RDS применяется в Европе, США (~50% радиостанций), ЮАР (до 70%), Австралии, Южной Корее и Китае. В Японии применяется немного друга система радиоданных, разработанна японцами специально для внутреннего применения. Дело в том, что в RDS едва ли удастся применить какой либо другой алфавит, кроме латинского.
Для передачи информации используется специальна поднесущая частота 57 кГц. Вне зоны уверенного приёма, если не горит индикатор “стерео” RDS работать не будет. Если сигнал слабый — информация может обновляться реже, частично пропадать. На частотно-модулированной поднесущей передаётся несколько потоков двоичной информации, каждый из которых соответствует определённому режиму.
Режимы RDS
Основным функциональным режимом системы RDS является PI (Program Identification). В этом режиме радиоприемник принимает информацию о том, что радиостанция использует систему RDS. Далее следует режим PS (Program Service), в котором принимается название станции в 8-ми разрядном коде. Вместо названия может идти некоторая информация, разбитая на слова или фразы по 8 символов.
Режим TA (Traffic Announcement), он же TI – Traffic Information. Использован ещё в системе ARI. Будучи активированным, он заставляет автомагнитолу, музыкальный центр или усилитель, связанный с тюнером по системе LINK, переключаться с воспроизведени кассеты или компакт-диска на приём радиостанции, передающей в этот момент информацию для водителей.
Содержание
Уровень громкости при этом увеличивается. По окончании специальной передачи магнитола возвращается в исходное состояние. Если несколько радиостанций объединены общей системой RDS, то приёмник также будет временно переключаться на приём станции, передающей Traffic Announcement (режим EON). Впрочем, можно заставить приемник сканнировать весь диапазон в поисках TA.
Ещё одним режимом, очень полезным для водителей, является AF (Alternative Frequences). В этом режиме в радиоприёмник поступает информация обо всех частотах, на которых транслируются эти программы, кроме принимаемой. В случае ослабления сигнала приёмник автоматически попытаетс переключиться на одну из альтернативных частот, и останетс на ней, если уровень сигнала там окажется выше. В стационарных приёмниках режим отсутсвует.
Система RDS обеспечивает также возможность приёма информации о виде транслируемой программы — режим PTY (Program Type). Стандартом предусмотрено 16 основных типов программ, которые можно оперативно менять, в зависимости от содержани передачи. Например, Ностальжи установила у себя идентификатор POP MUSIC, Серебряный Дождь — LIGHT MUSIC, а Престиж-Радио — OTHER MUSIC. Устанавливать, например, во врем передачи новостей идентификатор NEWS никто в Москве не пробовал, хотя это одна из наиболее удобных возможностей системы. Дело в том, что в дорогих моделях радиоаппаратуры есть функция, заставляющая приемник просканнировать весь диапазон (незаметно для слушателя) в поисках указанного идентификатора, и, если он обнаружен, переключиться на эту частоту. Поиск идентификаторов TA, NEWS или INFO можно сделать постоянным (режим EON), тогда приёмник, обнаружив появление одного из этих идентификаторов на какой-либо RDS-станции, переключится на её частоту.
Из других возможностей RDS можно отметить передачу текущего времени Clock Time с точностью до минуты и Radio Text — бегущую строку, как правило, повторяющегося содержания. Эти режимы считаются дополнительными и автоматически не включаются.
Андрей Истратов
Абр. | Значение |
ВНП | Ведомственные нормы проектирования |
ВНТП | Ведомственные (отраслевые) нормы технологического проектирования |
ВСН | Ведомственные строительные нормы |
ГОСТ | Государственные стандарты |
ГСН, ГСНр | Государственные сметные нормы |
ГЭСН | Государственные элементные сметные нормы на строительные работы |
ЕНиР | Единые нормы и расценки |
ИД | Информационные документы |
МГСН | Московские городские строительные нормы |
НПБ | Руководящие документы Государственной противопожарной службы МЧС России (Нормы Государственной противопожарной службы МВД России) |
НПРМ | Нормативные показатели расхода материалов |
ОК | Общероссийские классификаторы |
ОНТП | Общероссийские (общесоюзные) нормы технологического проектирования |
ПБ | Правила безопасности |
ПБУ | Положение бухгалтерского учета |
ПВР | Показатели стоимости на виды работ |
ППБ | Правила пожарной безопасности |
РД | Руководящие документы |
РДС | Руководящие документы системы |
РНиП | Реставрационные нормы и правила |
РТМ | Руководящие технологические материалы |
СанПиН | Санитарные правила и нормы |
СН | Строительные нормы |
СНиП | Строительные нормы и правила |
СНиР | Сборники сметных норм и расценок |
СП | Свод правил по проектированию |
ТОИ | Типовые инструкции по охране труда |
ТСН | Территориальные строительные нормы |
ФЕР | Федеральные единичные расценки на строительные работы |
21-01-2014 19 022
3
Кто из вас хоть раз в жизни не оказывался в автомобильной пробке в самый неподходящий момент и не сожалел, что не поехал другой дорогой? Но кто же знал, и предупредить было некому. С конца 70-х годов идея помощи водителям в подобных ситуациях начала материализоваться. Сначала в Германии, а потом и других странах Западной Европы. Регулярная передача сообщений о дорожной обстановке сетью FM-радиостанций — это как раз то что нужно, ибо слушают радиоприемник во время поездки почти все. Но хорошо бы еще и предупредить слушателя, что именно эта радиостанция сейчас передает так необходимую ему информацию. И осуществить это желательно специальным управляющим сигналом, особенно если в данный момент он слушает не радио, а магнитофонную запись или компакт-диск. Более пятнадцати лет назад европейский союз радиовещателей (EBU) принял рекомендацию о системе передачи данных (Radio Data System или сокращенно — RDS) радиовещательными станциями, работающими в диапазоне FM (87,5–108 МГц).
Система предусматривала предоставление слушателям целого ряда новых услуг. Во-первых, возможность оперативного получения информации водителем о заторах и пробках на крупных автомобильных дорогах, возможных путях объезда, метеоусловиях и т.д. Во-вторых — передачу названия принимаемой станции и информации о характере вещания. Радиоприемник должен реагировать на сопровождающие эти сообщения управляющие сигналы автоматически, чтобы не отвлекать водителя от машины. Рекомендация предполагает дальнейшее развитие системы и поэтому содержит еще несколько вариантов использования этого канала передачи данных, которые разделяются на основные, дополнительные и вспомогательные.
Экспериментальная эксплуатация этой системы в странах Западной Европы началась с 1986 года. Принцип совмещения канала передачи данных в системе RDS аналогичен используемому при передаче телетекста. Только вместо временного разделения (передача телетекста происходит вместе с синхронизирующими строчными импульсами в начале каждого кадра) в радиовещании используется частотное: для передачи данных выделена узкая полоса вокруг поднесущей 57 кГц. Поскольку эта полоса расположена выше передаваемого стереофонического сигнала, помех обычному радиовещанию не создается. Однако сказанное относится только к системе стереофонического радиовещания с пилот-тоном, а потому простой перенос системы в диапазон УКВ просто физически невозможен.
В рекомендации предусмотрены пять основных режимов, которые могут использоваться как отдельно, так и совместно, дополняя друг друга. Код «идентификация программ» (PI) позволяет приемнику распознавать страну или область, в которой ведется радиовещание и самостоятельно идентифицировать программу. Этот код обычно не отображается на индикаторе, а используется совместно со следующим кодом — «альтернативные частоты» (AF). Список альтернативных частот, имеющих один и тот же код PI, запоминается в декодере RDS и, когда вы едете на машине и оказываетесь в зоне работы двух или более радиостанций, ведущих трансляцию одной и той же программы, позволяет автоматически выбрать ту частоту, на которой в данном районе обеспечивается наилучший прием. При приеме кода «служебное название программы» (PS) , который содержит текст максимум из десяти знаков (букв или цифр), на дисплее формируется название станции или заменяющая его аббревиатура. При использовании спутниковой связи эффективность RDS будет возрастать. Что это даст радиослушателю? Еще два кода: «программа дорожных сообщений»/»сообщение о дорожном движении» (TP/TA), которые, дополняя друг друга, связаны с передачей дорожной информации. Кодовое сообщение TP означает, что данная радиостанция регулярно передает сообщение о дорожном движении, а TA — обеспечивает автоматическое включение передаваемых сообщений об обстановке на трассе, даже если вы слушаете магнитофонную кассету или компакт-диск. Кроме того, коды TP/TA могут использоваться для автоматического поиска станций, передающих сообщения о дорожном движении. Расширение возможностей системы RDS осуществляется также за счет использования семи дополнительных кодов. Однако не все из них получили к настоящему времени такое же распространение как основные. Код «идентификация типа программы» (PTY) дает возможность выбрать радиостанцию по типу передаваемой программы. Для обозначения различных типов программ предусмотрено 32 кода, часть из которых определена: классическая музыка, джаз, поп, рок, новости, спорт, театр и т.д., а последние зарезервированы для передачи сигналов бедствия… Укажите один из кодов, и приемник сам найдет нужную радиостанцию! В сложных моделях код можно выбирать, а в простых — какой-нибудь один. Чаще всего — это новости, и соответствующая кнопка так и называется: RDS/NEWS. Предоставление подобной услуги в ряде стран началось с 1995 года. Широко используется в последних моделях автомагнитол и код «Расширение на другие сети» (EON).
В этом случае ваш приемник может быть даже не настроен на частоту радиостанции, передающей сообщения с кодом, но он автоматически мгновенно переключится на другую сеть радиостанций (одну из 8), передающую сообщения о дорожном движении. Кодовый сигнал «точное время» (CT) позволяет отображать дату и время с автоматической коррекцией в зависимости от местоположения: по часовому поясу или летнему/зимнему времени. Это единственная из дополнительных функций, которая начала предоставляться одновременно с основными. В режиме передачи кода «RT» возможен прием текста длиной до 64 знаков или символов с выводом бегущей строкой или озвучивания с помощью синтезатора речи. Содержание текста может оперативно меняться оператором или диктором радиостанции во время передачи. Код «номер элемента программы» (PIN) передается в начале передачи с RDS, и затем в установленные моменты, запрограммированные в сетке вещания. Два следующих дополнительных кода позволяют производить корректировку частотной характеристики радиоприемника. Код «музыка»/»речь» (MS) содержит команду обеспечивающую необходимое автоматическое переключение тембра при смене характера передачи, а посылка в составе сигнала начала или конца передачи кода «идентификация декодера» (DI) выбирает режим работы стереофонического декодера из нескольких возможных режимов, наилучшим образом отвечающего полному использованию сигналов передаваемой программы. Изготовители автомобильной аппаратуры реализуют в своих моделях не все возможности системы по очень простой причине: радиовещатели используют далеко не все коды. Наиболее распространенные — это все основные TP/TA, AF совместно с PI и PS, несколько дополнительных: PTY, CT, RT, и, конечно, EON. Но ничто не стоит на месте, и изготовители предлагают варианты усовершенствования. Например, в моделях автомагнитол фирмы Blaupunkt для расширения возможностей режима EON имется цифровое запоминающее устройство для записи речи, которое продолжает работать еще в течение трех часов после выключения магнитолы. Включив магнитолу после отсутствия и нажав на традиционную для фирмы голубую кнопку с надписью TIM, вы сможете прослушать последнее сообщение о дорожной обстановке — из передававшихся в эти три часа. Более того, у вас есть возможность запрограммировать магнитолу на любые три часа работы в этом режиме в течение суток. Вы садитесь утром за руль, чтобы ехать на работу, а у вас уже есть последние сообщения об обстановке на дороге, так как TIM сам находит последнюю информацию! Широко внедряется возможность приема сигналов RDS и в стационарную аппаратуру. Сегодня все ресиверы, мини- и микросистемы, предназначенные для европейского рынка, оборудованы тюнерами с возможностью приема кодов RDS. Они, как правило, имеют стандартный обязательный набор из девяти функций, приведенный выше для автомагнитол. Функции приема сигнала по системе RDS имеет не только современная автомобильная и стационарная аппаратура, но даже и переносные радиоприемники и магнитолы. Правда, в переносном варианте реализуется прием не всех кодов, а только самых необходимых: PS и PI/AF. Приходится только с сожалением констатировать, что за прошедшее десятилетие развития FM-радиовещания в нашей стране RDS так и не стало реальностью. И все заложенные в аппаратуре возможности по приему пропадают втуне…
что такое RDS
Дело в том, что в дорогих моделях радиоаппаратуры есть функция, заставляющая приемник просканнировать весь диапазон (незаметно для слушателя) в поисках указанного идентификатора, и, если он обнаружен, переключиться на эту частоту. Поиск идентификаторов TA, NEWS или INFO можно сделать постоянным (режим EON), тогда примник, обнаружив появление одного из этих идентификаторов на какой-либо RDS-станции, переключитс на е частоту.
Из других возможностей RDS можно отметить передачу текущего времени Clock Time с точностью до минуты и Radio Text — бегущую строку, как правило, повторяющегося содержания. Эти режимы считаются дополнительными и автоматически не включаются.
top
![]() |
Основными видами такой информации являются:
Кодирование TMC отдельно определенно стандартом CEN ENV 12313-1.
FILED UNDER : IT