admin / 22.09.2018

Что такое rds в магнитоле

На главную   На обзор аудио   На аудиоFAQ

Что такое RDS?
Сервис в эфире.

 

RDS в Европе... и в России
В начале 90-х годов был принят европейский RDS-стандарт «Cenelec En 50067-90». И сегодня большинство FM-станций в Европе использует RDS-предатчики, а большинство автомобильных ресиверов принимает RDS-сигнал.
Для тех, кто почему-то еще не знаком с «Radio Data System», объясним: многие радиостанции параллельно с основной звуковой программой передают и дополнительную, в виде цифровых кодов. Приемник, оснащенный RDS, принимает эти сигналы и выводит их на дисплей как текстовую информацию. Кроме того, слушателю предлагается набор сервисных функций. Естественно, в сопроводительных документах к «car audio» объясняется. как их задействовать. Однако нелишне напомнить, для чего предназначены основные из них. 
«EON» дает визуальную информацию о других RDS-станциях, работающих в данный момент.
«AF» покажет весь список RDS-станций, передающих аналогичные по содержанию программы. Если автомобиль покидает зону приема, тюнер в доли секунды должен переключиться на другую частоту, где передают похожую информацию или музыку.
«CT» — это код, по которому передаются сигналы для синхронизации имеющихся в приемнике цифровых часов. Дата и точное местное время определяются автоматически, так что автомобилист не испытывает неудобств, допустим при переезде из одного часового пояса в другой или при переходе с «летнего» времени на «зимнее».
«PS», «PT» высвечиваютна дисплее название радиостанции, на волну которой настроен приемник.
«PTY» помогаетбыстро найти и выбрать нужную прграмму — скажем, новости или определенный стиль музыки — классику, рок, джаз: на дисплее высвечиваются надписи «NEWS», «ROCK» и т.д.
«TA», «TP» нужны для приема служебной информации. При этом текущее звучание программы, кассеты или компакт-диска автоматически прерывается и возобновляется после сообщения, например, о заторах или чрезвычайных ситуациях на дороге. Если же «ваша» RDS-станция не передает в данный момент дорожных сообщений, тогда приемник сам выберет нужную станцию.
В скором будущем у RDS появятся новые возможности. Уже разработаны, например, RDS-системы пейджинговой связи, а на очереди — использование «Radio Data System» для передачи навигационной информации.
В России система RDS задействована отнюдь не столь широко. А поэтому получается по поговорке «тех же щей, да пожиже влей». Иногда «пребывание» в RDS ограничивается логотипом радиостанции, который высвечивается при настройке на ее частоту. Наиболее «продвинутые» станции предлагают слушателям так называемую бегущую строку. Впрочем никуда она не бежит: на дисплее просто появляется сообщение, в котором не более восьми знаков, через какое-то время его сменяет следующая строка. В общем, нередко наличие значка «RDS» свидетельствует о том. что ваша магнитола сделана для европейского рынка и поставляется в Россию официальным дистрибьютором, но все это не значит, что вы сможете пользоваться всеми ее сервисными функциями. То есть сами-то функции есть, но вот их «наполнение» отечественными станциями, к сожалению, оставляет желать лучшего.
Тем не менее определенный набор информации можно получить с помощью RDS и у нас. В Москве, например, несколько станций передают прогноз погоды, курс американского доллара, немецкой марки и других валют, рассказывают о ситуации на дорогах, сообщают всяческие полезные телефоны (служба спасения и тому подобное), анонсируют культурные события (выставки, театральные и кинопремьеры), а также указывают фамилию ведущего передачи (почему-то многих это очень интересует).
Что касается остальной России, то в Санкт-Петербурге и Самаре имеется всего по две RDS-станции, а в других крупных городах — по одной. Чтобы приблизиться к западным стандартам, отечественным вещателям FM-диапазона не мешало бы консолидировать усилия хотя бы для передачи дорожной информации. Конечно, это не просто, так как по сути им придется сотрудничать с конкурентами, но слушатели наверняка были бы им благодарны. ну а пока у нас есть лишь один способ в полной мере оценить возможности и преимущества RDS — прокатиться в Европу.

Газета «Клаксон» 2000 год.

RDS ( Radio Data System ) — радиовещательная система для передачи на ультракоротких волнах вместе со звуковым сигналом небольшого количества цифровой информации.

Эта система была разработана в Германии в начале 90-х годов и, фактически, является развитием первой системы информационной радиослужбы для водителей — ARI (тоже немецкой).

RDS применяется в Европе, США (~50% радиостанций), ЮАР (до 70%), Австралии, Южной Корее и Китае. В Японии применяется немного друга система радиоданных, разработанна японцами специально для внутреннего применения. Дело в том, что в RDS едва ли удастся применить какой либо другой алфавит, кроме латинского.

Для передачи информации используется специальна поднесущая частота 57 кГц. Вне зоны уверенного приёма, если не горит индикатор “стерео” RDS работать не будет. Если сигнал слабый — информация может обновляться реже, частично пропадать. На частотно-модулированной поднесущей передаётся несколько потоков двоичной информации, каждый из которых соответствует определённому режиму.

Режимы RDS

Основным функциональным режимом системы RDS является PI (Program Identification). В этом режиме радиоприемник принимает информацию о том, что радиостанция использует систему RDS. Далее следует режим PS (Program Service), в котором принимается название станции в 8-ми разрядном коде. Вместо названия может идти некоторая информация, разбитая на слова или фразы по 8 символов.

Режим TA (Traffic Announcement), он же TI – Traffic Information. Использован ещё в системе ARI. Будучи активированным, он заставляет автомагнитолу, музыкальный центр или усилитель, связанный с тюнером по системе LINK, переключаться с воспроизведени кассеты или компакт-диска на приём радиостанции, передающей в этот момент информацию для водителей.

Что такое RDS в автомагнитоле?

Уровень громкости при этом увеличивается. По окончании специальной передачи магнитола возвращается в исходное состояние. Если несколько радиостанций объединены общей системой RDS, то приёмник также будет временно переключаться на приём станции, передающей Traffic Announcement (режим EON). Впрочем, можно заставить приемник сканнировать весь диапазон в поисках TA.

Ещё одним режимом, очень полезным для водителей, является AF (Alternative Frequences). В этом режиме в радиоприёмник поступает информация обо всех частотах, на которых транслируются эти программы, кроме принимаемой. В случае ослабления сигнала приёмник автоматически попытаетс переключиться на одну из альтернативных частот, и останетс на ней, если уровень сигнала там окажется выше. В стационарных приёмниках режим отсутсвует.

Система RDS обеспечивает также возможность приёма информации о виде транслируемой программы — режим PTY (Program Type). Стандартом предусмотрено 16 основных типов программ, которые можно оперативно менять, в зависимости от содержани передачи. Например, Ностальжи установила у себя идентификатор POP MUSIC, Серебряный Дождь — LIGHT MUSIC, а Престиж-Радио — OTHER MUSIC. Устанавливать, например, во врем передачи новостей идентификатор NEWS никто в Москве не пробовал, хотя это одна из наиболее удобных возможностей системы. Дело в том, что в дорогих моделях радиоаппаратуры есть функция, заставляющая приемник просканнировать весь диапазон (незаметно для слушателя) в поисках указанного идентификатора, и, если он обнаружен, переключиться на эту частоту. Поиск идентификаторов TA, NEWS или INFO можно сделать постоянным (режим EON), тогда приёмник, обнаружив появление одного из этих идентификаторов на какой-либо RDS-станции, переключится на её частоту.

Из других возможностей RDS можно отметить передачу текущего времени Clock Time с точностью до минуты и Radio Text — бегущую строку, как правило, повторяющегося содержания. Эти режимы считаются дополнительными и автоматически не включаются.

Андрей Истратов

RDS в магнитоле

Расшифровка аббревиатуры нормативных документов

Абр. Значение
ВНП Ведомственные нормы проектирования
ВНТП Ведомственные (отраслевые) нормы технологического проектирования
ВСН Ведомственные строительные нормы
ГОСТ Государственные стандарты
ГСН, ГСНр Государственные сметные нормы
ГЭСН Государственные элементные сметные нормы на строительные работы
ЕНиР Единые нормы и расценки
ИД Информационные документы
МГСН Московские городские строительные нормы
НПБ Руководящие документы Государственной противопожарной службы МЧС России (Нормы Государственной противопожарной службы МВД России)
НПРМ Нормативные показатели расхода материалов
ОК Общероссийские классификаторы
ОНТП Общероссийские (общесоюзные) нормы технологического проектирования
ПБ Правила безопасности
ПБУ Положение бухгалтерского учета
ПВР Показатели стоимости на виды работ
ППБ Правила пожарной безопасности
РД Руководящие документы
РДС Руководящие документы системы
РНиП Реставрационные нормы и правила
РТМ Руководящие технологические материалы
СанПиН Санитарные правила и нормы
СН Строительные нормы
СНиП Строительные нормы и правила
СНиР Сборники сметных норм и расценок
СП Свод правил по проектированию
ТОИ Типовые инструкции по охране труда
ТСН Территориальные строительные нормы
ФЕР Федеральные единичные расценки на строительные работы

  21-01-2014    19 022  

3

Что такое RDS?

Кто из вас хоть раз в жизни не оказывался в автомобильной пробке в самый неподходящий момент и не сожалел, что не поехал другой дорогой? Но кто же знал, и предупредить было некому. С конца 70-х годов идея помощи водителям в подобных ситуациях начала материализоваться. Сначала в Германии, а потом и других странах Западной Европы. Регулярная передача сообщений о дорожной обстановке сетью FM-радиостанций — это как раз то что нужно, ибо слушают радиоприемник во время поездки почти все. Но хорошо бы еще и предупредить слушателя, что именно эта радиостанция сейчас передает так необходимую ему информацию. И осуществить это желательно специальным управляющим сигналом, особенно если в данный момент он слушает не радио, а магнитофонную запись или компакт-диск. Более пятнадцати лет назад европейский союз радиовещателей (EBU) принял рекомендацию о системе передачи данных (Radio Data System или сокращенно — RDS) радиовещательными станциями, работающими в диапазоне FM (87,5–108 МГц).
   Система предусматривала предоставление слушателям целого ряда новых услуг. Во-первых, возможность оперативного получения информации водителем о заторах и пробках на крупных автомобильных дорогах, возможных путях объезда, метеоусловиях и т.д. Во-вторых — передачу названия принимаемой станции и информации о характере вещания. Радиоприемник должен реагировать на сопровождающие эти сообщения управляющие сигналы автоматически, чтобы не отвлекать водителя от машины. Рекомендация предполагает дальнейшее развитие системы и поэтому содержит еще несколько вариантов использования этого канала передачи данных, которые разделяются на основные, дополнительные и вспомогательные.

Что такое RDS

Экспериментальная эксплуатация этой системы в странах Западной Европы началась с 1986 года. Принцип совмещения канала передачи данных в системе RDS аналогичен используемому при передаче телетекста. Только вместо временного разделения (передача телетекста происходит вместе с синхронизирующими строчными импульсами в начале каждого кадра) в радиовещании используется частотное: для передачи данных выделена узкая полоса вокруг поднесущей 57 кГц. Поскольку эта полоса расположена выше передаваемого стереофонического сигнала, помех обычному радиовещанию не создается. Однако сказанное относится только к системе стереофонического радиовещания с пилот-тоном, а потому простой перенос системы в диапазон УКВ просто физически невозможен.

Прямой вызов функций RDS (кнопки T.INFO, AF, P.PTY, P/S) и вся нижняя строка индикатора, призванная отображать их прием, остаются в России невостребованными

В рекомендации предусмотрены пять основных режимов, которые могут использоваться как отдельно, так и совместно, дополняя друг друга. Код «идентификация программ» (PI) позволяет приемнику распознавать страну или область, в которой ведется радиовещание и самостоятельно идентифицировать программу. Этот код обычно не отображается на индикаторе, а используется совместно со следующим кодом — «альтернативные частоты» (AF). Список альтернативных частот, имеющих один и тот же код PI, запоминается в декодере RDS и, когда вы едете на машине и оказываетесь в зоне работы двух или более радиостанций, ведущих трансляцию одной и той же программы, позволяет автоматически выбрать ту частоту, на которой в данном районе обеспечивается наилучший прием. При приеме кода «служебное название программы» (PS) , который содержит текст максимум из десяти знаков (букв или цифр), на дисплее формируется название станции или заменяющая его аббревиатура. При использовании спутниковой связи эффективность RDS будет возрастать. Что это даст радиослушателю? Еще два кода: «программа дорожных сообщений»/»сообщение о дорожном движении» (TP/TA), которые, дополняя друг друга, связаны с передачей дорожной информации. Кодовое сообщение TP означает, что данная радиостанция регулярно передает сообщение о дорожном движении, а TA — обеспечивает автоматическое включение передаваемых сообщений об обстановке на трассе, даже если вы слушаете магнитофонную кассету или компакт-диск. Кроме того, коды TP/TA могут использоваться для автоматического поиска станций, передающих сообщения о дорожном движении. Расширение возможностей системы RDS осуществляется также за счет использования семи дополнительных кодов. Однако не все из них получили к настоящему времени такое же распространение как основные. Код «идентификация типа программы» (PTY) дает возможность выбрать радиостанцию по типу передаваемой программы. Для обозначения различных типов программ предусмотрено 32 кода, часть из которых определена: классическая музыка, джаз, поп, рок, новости, спорт, театр и т.д., а последние зарезервированы для передачи сигналов бедствия… Укажите один из кодов, и приемник сам найдет нужную радиостанцию! В сложных моделях код можно выбирать, а в простых — какой-нибудь один. Чаще всего — это новости, и соответствующая кнопка так и называется: RDS/NEWS. Предоставление подобной услуги в ряде стран началось с 1995 года. Широко используется в последних моделях автомагнитол и код «Расширение на другие сети» (EON).

В этом случае ваш приемник может быть даже не настроен на частоту радиостанции, передающей сообщения с кодом, но он автоматически мгновенно переключится на другую сеть радиостанций (одну из 8), передающую сообщения о дорожном движении. Кодовый сигнал «точное время» (CT) позволяет отображать дату и время с автоматической коррекцией в зависимости от местоположения: по часовому поясу или летнему/зимнему времени. Это единственная из дополнительных функций, которая начала предоставляться одновременно с основными. В режиме передачи кода «RT» возможен прием текста длиной до 64 знаков или символов с выводом бегущей строкой или озвучивания с помощью синтезатора речи. Содержание текста может оперативно меняться оператором или диктором радиостанции во время передачи. Код «номер элемента программы» (PIN) передается в начале передачи с RDS, и затем в установленные моменты, запрограммированные в сетке вещания. Два следующих дополнительных кода позволяют производить корректировку частотной характеристики радиоприемника. Код «музыка»/»речь» (MS) содержит команду обеспечивающую необходимое автоматическое переключение тембра при смене характера передачи, а посылка в составе сигнала начала или конца передачи кода «идентификация декодера» (DI) выбирает режим работы стереофонического декодера из нескольких возможных режимов, наилучшим образом отвечающего полному использованию сигналов передаваемой программы. Изготовители автомобильной аппаратуры реализуют в своих моделях не все возможности системы по очень простой причине: радиовещатели используют далеко не все коды. Наиболее распространенные — это все основные TP/TA, AF совместно с PI и PS, несколько дополнительных: PTY, CT, RT, и, конечно, EON. Но ничто не стоит на месте, и изготовители предлагают варианты усовершенствования. Например, в моделях автомагнитол фирмы Blaupunkt для расширения возможностей режима EON имется цифровое запоминающее устройство для записи речи, которое продолжает работать еще в течение трех часов после выключения магнитолы. Включив магнитолу после отсутствия и нажав на традиционную для фирмы голубую кнопку с надписью TIM, вы сможете прослушать последнее сообщение о дорожной обстановке — из передававшихся в эти три часа. Более того, у вас есть возможность запрограммировать магнитолу на любые три часа работы в этом режиме в течение суток. Вы садитесь утром за руль, чтобы ехать на работу, а у вас уже есть последние сообщения об обстановке на дороге, так как TIM сам находит последнюю информацию! Широко внедряется возможность приема сигналов RDS и в стационарную аппаратуру. Сегодня все ресиверы, мини- и микросистемы, предназначенные для европейского рынка, оборудованы тюнерами с возможностью приема кодов RDS. Они, как правило, имеют стандартный обязательный набор из девяти функций, приведенный выше для автомагнитол. Функции приема сигнала по системе RDS имеет не только современная автомобильная и стационарная аппаратура, но даже и переносные радиоприемники и магнитолы. Правда, в переносном варианте реализуется прием не всех кодов, а только самых необходимых: PS и PI/AF. Приходится только с сожалением констатировать, что за прошедшее десятилетие развития FM-радиовещания в нашей стране RDS так и не стало реальностью. И все заложенные в аппаратуре возможности по приему пропадают втуне…

что такое RDS

что такое RDS

  1. RDS- Russian Drift Series
  2. Это вместе со звуком передают цифровую информацию. которая декодируется в приемнике и выдается на дисплей.
    Например: температера воздуха, курс валюты, пробки…
  3. текстовое обозначение передаюшей р.станции на дисплее приемника
  4. RDS ( Radio Data System ) — радиовещательная система для передачи на ультракоротких волнах вместе со звуковым сигналом небольшого количества цифровой информации.
    Эта система была разработана в Германии в начале 90-х годов и, фактически, является развитием первой системы информационной радиослужбы для водителей — ARI (тоже немецкой) . RDS применяется в Европе, США (50% радиостанций) , ЮАР (до 70%), Австралии, Южной Корее и Китае. В Японии применяется немного друга система радиоданных, разработанна японцами специально для внутреннего применения. Дело в том, что в RDS едва ли удастся применить какой либо другой алфавит, кроме латинского.
    Для передачи информации используется специальна поднесущая частота 57 кГц — треть гармоника пилот-тона 19 кГц, что делает RDS несовместимой с полярной стереосистемой. Вне зоны уверенного прима, если не горит индикатор «стерео» RDS работать не будет. Если сигнал слабый — информация может обновляться реже, частично пропадать. На частотно-модулированной поднесущей переда-тся несколько потоков двоичной информации, каждый из которых соответствует определ-нному режиму.
    Режимы RDS
    Основным функциональным режимом системы RDS является PI (Program Identification). В этом режиме радиоприемник принимает информацию о том, что радиостанция использует систему RDS. Далее следует режим PS (Program Service), в котором принимается название станции в 8-ми разрядном коде. Вместо названия может идти некоторая информация, разбитая на слова или фразы по 8 символов.
    Режим TA (Traffic Announcement), он же TI — Traffic Information. ан ещ в системе ARI. Будучи активированным, он заставляет автомагнитолу, музыкальный центр или усилитель, связанный с тюнером по системе LINK, переключаться с воспроизведени кассеты или компакт-диска на прим радиостанции, передающей в этот момент информацию для водителей. Уровень громкости при этом увеличивается. По окончании специальной передачи магнитола возвращается в исходное состояние. Если несколько радиостанций объединены общей системой RDS, то примник также будет временно переключаться на прим станции, передающей Traffic Announcement (режим EON). Впрочем, можно заставить приемник сканнировать весь диапазон в поисках TA.
    Ещ одним режимом, очень полезным для водителей, является AF (Alternative Frequences). В этом режиме в радиопримник поступает информация обо всех частотах, на которых транслируются эти программы, кроме принимаемой. В случае ослабления сигнала примник автоматически попытаетс переключиться на одну из альтернативных частот, и останетс на ней, если уровень сигнала там окажется выше. В стационарных примниках режим отсутсвует.
    Система RDS обеспечивает также возможность прима информации о виде транслируемой программы — режим PTY (Program Type). Стандартом предусмотрено 16 основных типов программ, которые можно оперативно менять, в зависимости от содержани передачи. Например, Ностальжи установила у себя идентификатор POP MUSIC, Серебряный Дождь — LIGHT MUSIC, а Престиж-Радио — OTHER MUSIC. Устанавливать, например, во врем передачи новостей идентификатор NEWS никто в Москве не пробовал, хотя это одна из наиболее удобных возможностей системы.

    Resource Limit Is Reached

    Дело в том, что в дорогих моделях радиоаппаратуры есть функция, заставляющая приемник просканнировать весь диапазон (незаметно для слушателя) в поисках указанного идентификатора, и, если он обнаружен, переключиться на эту частоту. Поиск идентификаторов TA, NEWS или INFO можно сделать постоянным (режим EON), тогда примник, обнаружив появление одного из этих идентификаторов на какой-либо RDS-станции, переключитс на е частоту.
    Из других возможностей RDS можно отметить передачу текущего времени Clock Time с точностью до минуты и Radio Text — бегущую строку, как правило, повторяющегося содержания. Эти режимы считаются дополнительными и автоматически не включаются.

Внимание, только СЕГОДНЯ!
About

top




Стремление к более эффективному использованию существующих систем связи привело к тому, что через имеющиеся сети вещательных радиопередатчиков наряду с обычной информацией в настоящее время производится передача дополнительной информации. Такая дополнительная информация не слышна обычному абоненту, не мешает работе обычных приемников, и принимать ее можно только при наличии в приемниках специальных функциональных узлов.

Что означает функция rds в автомобильном радиоприемнике?

Основными видами такой информации являются:

  • информация для водителей автотранспорта (Autofar Rundfunk Information — ARI, VRS), называемая в литературе дорожной информацией;
  • собственно дополнительная информация, например, сигналы времени, сигналы управления приемником, радиотекст, и т.п.

  • Дополнительная информация может передаваться в диапазоне 150-1600 кГц (ДВ и СВ) или в УКВ диапазоне 87,5-104 МГц. В связи с тем, что в диапазонах ДВ и СВ используется, как правило, АМ-вещание, а в УКВ диапазоне — ЧМ, введение дополнительных сигналов имеет ряд особенностей в зависимости от используемого диапазона. В силу значительной развитости сети УКВ ЧМ вещательных передатчиков в Западной Европе, США, Японии, передача дополнительной информации на УКВ получила широкое развитие и осуществляется уже длительное время, с начала 80-ч годов. Использование же для этих целей станций с АМ носит пока в основном экспериментальный характер. Небольшой радиус действия вещательных УКВ ЧМ передатчиков позволяет создавать локальные региональные зоны обслуживания. Системы передачи данных, использующие стандарт RDS (), являются в настоящее время наиболее распространенными.
    На рисунке представлен спектр комплексного стереосигнала, в состав которого входит стереофонический сигнал основной программы и сигнал дополнительной информации RDS, передаваемый с использованием поднесущей 57 кГц. Поднесущая частота модулирована по амплитуде предварительно профильтрованным бифазным кодированным сигналом данных. Поднесущая частота подавляется.
  • Частота поднесущей — RDS 57 кГц
  • Частота пилот-тона (pilot-tone) — 19 кГц ± 2 кГц
  • Допустимое отклонение частоты поднесущей RDS — ± 6 Гц
  • Номинальная девиация несущей RDS- ± 1,2 кГц
  • Скорость передачи данных — 1187,5 ± 0,125 бит/с
  • В настоящее время большинство HI-FI приемников и автомагнитол оборудованы блоками для приема данных в системе RDS.
    Радиоприемник Acapulco RDM 168 Blaupunkt
    Большинство радиоприемных устройств поддерживают всего несколько, обычно не более пяти, из большого числа функцией RDS. Для полного мониторинга и детального анализа информации, передаваемой в сигнале RDS, одного такого приемного устройства недостаточно из-за ограниченного набора его функций. Расширить диапазон их возможностей, повысить наглядность и удобство работы можно с использованием программно реализуемого на ПК декодера с дополнительными функциями по обработке и анализу информации. В этом случае с помощью приемника происходит выбор станции, передающей RDS сигнал, и его демодуляция, декодирование же осуществляется в персональном компьютере.
    Блок-схема RDS УКВ ЧМ радиопиемника
    Через вещательные станции с использованием стандарта RDS передаются различные виды дополнительной информации:
  • вспомогательная информация для настройки приемных устройств;
  • сигналы автоматического управления радиоприемником;
  • радиотекст (RT) — информация в текстовой форме для представления на дисплее, например, название музыкального произведения, имя исполнителя, изменения в программе и т.п.;
  • сигналы времени (CT);
  • сигналы персонального радиовызова.
  • Это позволяет облегчить пользователю работу с приемником, так как он может видеть на экране дисплея информацию о принимаемой программе и радиостанции, например ее название. Кроме того, с использованием дополнительной информации можно реализовать различные режимы функционирования приемника. Например, приемник может просканировать весь диапазон, останавливаясь на заданное время только на тех станциях, которые передают в данный момент новостные программы.
    В настоящее время в системе RDS предусмотрена возможность реализации большого количества функций, однако, как правило, в RDS-радиоприемниках используются только пять основных, так называемых базисных, функций:
    1. Идентификация программ PI (Programme Identification) — отображение на табло приемника названия принимаемой программы (радиостанции) и номинал ее рабочей частоты;
    2. Список альтернативных частот AF (Alternative Frequencies list) — возможность автоматизированной перестройки радиоприемника, например в случае ухудшения приема сигналов на данной частоте, на другие частоты, на которых также осуществляется передача сигналов данной программы;
    3. Служебное название программы PS (Programme Service name) — информирует о названии программ, передаваемых радиостанцией;
    4. Идентификация программ дорожных сообщений TP (Traffic Programme identification) — содержит информацию о порядке организации движения на трассе;
    5. Сообщение о дорожном движении TA (Traffic announcement identification) — содержит срочную информацию об изменениях обстановки на дороге.
    Кроме вышеперечисленных, используется и ряд других функций:
  • Идентификация типа программы PTY (Programme TYpe) — используется для автоматического управления приемником с целью выбора программ заданного типа, всего в стандарте предусмотрена идентификация 32 вариантов типов программ;
  • Переключатель “Музыка/Речь” MS (Music Speech switch) — используется для автоматического переключения уровня громкости или корректирующих частотных фильтров в соответствии с видом принимаемой программы;
  • Текущее время и дата CT (Clock Time and date) — непрерывно обновляемая информация о дате и точном местном времени, которая может использоваться для отображения или автоматической установки и подстройки часов;
  • Идентификация декодера и динамический PTY индикатор DI (Decoder Identification and dynamic PTY indicator) — обозначает тип передаваемого сигнала (моно, стерео, стерео с компрессией) и может использоваться для автоматического переключения режима работы декодера;
  • Взаимодействие с другими сетями EON (Enhanced Other Networks information) — обеспечивает переключение приемника на другой канал (возможно задание до 8 настроек), по которому передается служебная информация, например, о дорожной обстановке, не транслируемая принимаемой в данный момент радиостанцией;
  • Радиотекст RT (RadioText) — передача коротких, до 64 символов, текстовых сообщений, отображаемых на табло приемника;
  • Радиопейджинг RP (Radio Paging) — передача буквенно-цифровых пейджинговых сообщений;
  • Система аварийного оповещения EWS (Emergency Warning System) — предназначена для обеспечения кодирования предупреждающих сообщений. Эти сообщения передаются только в критических ситуациях и определяться только специальными приёмниками;
  • Бытовое применение IH (In House application) — относится к данным, которые нужно декодировать только оператором. Некоторые примеры представляют собой идентификацию источника передачи, с дистанционной коммутацией сетей и вызов персонала. Применение кодирования программ может решаться каждым оператором;
  • Открытые прикладные программы данных ODA (Open Data Applications) — позволяют программам данных, заранее не определенным стандартом, передаваться в числе названных групп при передаче сигнала RDS;
  • “Прозрачные” каналы данных TDC (Transparent Data Channels) — состоят из 32 каналов, которые могут использоваться для передачи любого типа данных;
  • Канал дорожных сообщений TMC (Traffic Message Channel) — предназначен для использования при передаче кодированной информации о дорожных сообщениях.

    Кодирование TMC отдельно определенно стандартом CEN ENV 12313-1.

  • Услуга дифференциальной коррекции GPS данных DGPS (Differential GPS correction data services) — передача в составе RDS-сигналов величин так называемых дифференциальных поправок для глобальной спутниковой навигационной системы GPS, позволяющих существенно повысить результирующую точность определения координат.
  • Структура устройства формирования RDS сигнала
    Передача информации в системе RDS осуществляется группами. Группа является самым крупным элементом структуры и состоит из 104 бит. В каждой группе имеются четыре блока данных по 26 битов. В каждый блок входят информационные и контрольные слова, состоящие из 16 и 10 бит соответственно. Первый блок каждой группы всегда содержит код идентификации программ PI. Первые четыре бита второго блока каждой группы отводятся для четырехбитного кода, который обуславливает применение группы. Отнесение группы к какому-либо типу от 0 до 15 производится согласно двоичным весовым коэффициентам А3 =8, А2 =4, А1 = 2, А0 = 1. Для каждого типа могут быть определены два варианта кода от 0 до 15. Код типа программы PTY и код опознавания программы о движении ТР занимают фиксированные позиции в блоке 2 каждой группы. Для обнаружения и исправления ошибки используется контрольное слово КС.
    Кроме основного стандарта RDS, поддерживаемого Европейским Радиовещательным Союзом EBU, существует несколько родственных и совместимых с ним систем. Так, например, в США Национальным Комитетом Радиосистем NRSC (National Radio Systems Committee) в 1992 был году принят стандарт на систему передачи данных RBDS (), в который полностью включены все основные положения системы RDS Внесенные модификации преследовали цель адаптации RDS к существующей системе радиовещания США, использующей диапазон радиочастот 88 — 108 МГц и внедрению варианта системы стереовещания с адаптивным компандированием сигналов FMX (Extended Range FM Stereo System). Другие различия являются непринципиальными и не нарушают совместимость систем.
    Другая модификация стандарта — MBS () — используется только в пейджинговых системах и предназначена для передачи сигналов радиостанциями, осуществляющими стереовещание в диапазонах 66 — 74 МГц и 87 — 108 МГц по системе с полярной модуляцией. Существенные отличия спектра таких стереосигналов от сигналов системы с пилот-тоном обусловили и соответствующие отличия полосы частот, используемых для передачи данных. В остальном системы RDS и MBS сходны так, что декодирование сигналов в универсальных пейджерах осуществляется одними и теми же узлами. Пейджеры, работающие по стандарту RDS, производятся целым рядом команий, например, компаниями Axcess, Cirkysis, Nokia, InfoTelecom. Компании, работающие в области RDS пейджинга, объединены в ассоциацию RDS Paging Association (RPA).
    Пейджер FM 101 (RDS version) и FM 201 (MBS version), выпускаемый компанией IRIUS TECHNOLOGIES
    Дополнительная информация о стандарте RDS может быть получена на сайте RDS-форума http://www.rds.org.uk/

    FILED UNDER : IT

    Submit a Comment

    Must be required * marked fields.

    :*
    :*