admin / 11.07.2018

Перепост: Финская школа теперь вместо мифов древней Греции: knivy

Новости рубрики

28 февраля 2018 13:08
В НАК рассказали о предотвращении теракта в московской школе в 2017 г
В одной из столичных школ предотвратили теракт, который намеревался совершить уроженец Центральной Азии 1 сентября 2017 года, сообщил журналистам в среду официальный представитель Национального антитеррористического комитета (НАК), руководитель информационного центра НАК Андрей Пржездомский.


19 декабря 2017 12:36
Сергей Собянин вдвое увеличил размеры грантов лучшим школам
За 2015-2017 годы втрое возросло количество московских образовательных организаций, подготовивших победителей и призеров Национального чемпионата «Молодые профессионалы» — с 8 до 24 учреждений.


4 декабря 2017 16:54
Ярославский школьник привез золото с чемпионата «Абилимпикс»
C III национального чемпионата по профессиональному мастерству среди людей с инвалидностью «Абилимпикс», который проходил в Москве, команда региона вернулась с золотом.


15:23
Ростовский инвалид стал лучшим учителем начальных классов в России
На третьем Национальном чемпионате профессионального мастерства среди людей с инвалидностью «Абилимпикс», проходившем в Москве, ростовчанин Артем Дзедзь завоевал «золото» в номинации «Учитель начальной школы», сообщает портал министерства образования Ростовской области.


21 ноября 2017 12:00
В МГОУ состоялась лекция госпожи Аннамари Каясто из Финляндии
Член Национального Совета по образованию Финляндии госпожа Аннамари Каясто во второй раз посетила Московский государственный областной университет, где выступила с лекцией, посвящённой финскому опыту реформирования системы школьного образования.


 

Финское образование стало тем стандартом, на который ориентируется весь мир. Хотя, конечно же, оно не всегда являлось таковым. В 60-х годах прошлого века в школах учились всего лишь шесть лет, и когда проблема образования заявила о себе во весь голос, финны решили ее с северной расчетливостью и умом. Главной целью стало сделать образование одинаково доступным и качественным для всех, и за несколько десятков лет, Финляндия поднялась на топовые позиции международных образовательных рейтингов.

 

Чем же отличается стандартная школа от финской?

 

Наверное, начать стоит с отношения администрации школы к ученикам. К примеру, в некоторых школах на одной из перемен проводят собрания в актовом зале, где читается небольшая лекция на свободную тему (искусство, здоровье, спорт), иногда могут показать отрывок из фильма на языке оригинала. Просто для хорошего настроения учащихся. Что не обсуждается на этих встречах, так это успеваемость и вопросы дисциплины.

 

Каждый учитель сам может планировать урок – не по заданному министерством плану, а так, как он посчитает нужным. К примеру, урок математики у семиклассников в одной из школ Финляндии, район Виикки. Учитель в неформальной одежде (потертые джинсы, мешковатый свитер с оленями), объясняет своим студентам, что такое дроби.

Международные школы Москвы

Затем он предлагает детям решить логическую задачу, задавая учителю вопросы, на которые он отвечает «да» или «нет». Таким образом правильный ответ найден дружно всем классом, без лишнего стресса у доски одного из учащихся.

 

Ребенок у доски в финской школе. Считают не виртуальные яблоки, а реальные листья

Этот секрет успеха не прописан в планах министерства образования, просто учитель считает, что так его уроки станут более динамичными и у детей появится интерес и желание учиться.

 

Министерство образования в Финляндии не считает своей обязанностью диктовать школам как учить детей. Все, что прописано в документах – это то, чему нужно научить. Как учить – это уже личное дело учителя. Здесь отсутствует общий план преподавания, каждый учитель выбирает свой путь и свою методику.

 

Уроки музыки в Финляндии тоже проходят по особенному. Мы привыкли видеть в музыкальных классах лишь пианино, на котором играет учитель, а дети, сидя за партами, поют. В финских же музыкальных классах очень много различных инструментов – клавишные, гитары, барабанные установки, флейты, а для самых не слишком музыкально одаренных детей всегда есть бубны. И все школьники на чем-то играют. Такой подход дает возможность всем поучаствовать в процессе и почувствовать себя немножко музыкантами, развивает интерес к предмету и раскрывает творческие способности каждого ребенка.

 

Современная школа в Финляндии

Еще одно отличие финского преподавания заключается в том, что каждый урок ведет не один, а три преподавателя (реже два). Среди них всегда есть педагог-воспитатель. Такая система – гарантия того, что все ученики поймут изучаемый материал.

 

Здесь не делят детей на классы для одаренных, слабеньких или трудных детей, инклюзивное обучение также практикуется уже многие годы. Если кому-то трудно воспринимать изучаемый материал, педагог-воспитатель обратит на это внимание тут же на уроке, поможет, разъяснит и убедится в том, что ребенок все понял.

 

Кстати, чтобы стать учителем в Финляндии, необходимо иметь, как минимум, степень магистра. В целом, в этой северной стране довольно престижно быть представителем этой профессии. Финны относятся к работникам сферы образования с должным уважением, понимая, что от них зависит будущее страны.

 

Система образования в Финляндии

 

Сравнивать уровни образования разных стран позволяет PISA (Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся). Эта программа проводит исследования среди 15-летних подростков из 65 стран. Школьникам предлагают решить тесты по чтению, естествознанию и математике. Впервые такое исследование провели в 2001 году, когда и стало ясно, кто является лидером по образовательной части. К большому удивлению многих представителей разных стран, да и самих финнов тоже, Финляндия вышла на первое место, оставив позади самые знаменитые британские и американские школы.

 

Сейчас в Финляндии принято трехступенчатое школьное образование: начальная школа (1-3 класс), средняя (4-9 класс) и старшая (10-11 класс). Последняя старшая ступень является добровольной – часто школьники после девятого класса идут в колледжи. Обычно все школы находятся в разных зданиях, поэтому дети за свою образовательную жизнь меняют несколько учебных учреждений.

 

Столовая в финской школе. Вкусно и бесплатно

Независимо от ступени обучения дети в Финляндии учатся пять дней в неделю. Младшие классы обычно посещают 20 уроков в неделю, средние – 30, а старшие 35. Некоторые учителя практикуют 75-минутные и полуторачасовые уроки в старших классах, но многие все же придерживаются стандартных 45 минут. Также учащиеся с девятого по одиннадцатый класс могут сами составлять свое расписание, выбирая предметы, которые им больше нравятся.

 

Система оценивания отличается от привычной нам – у старших школьников оценивают лишь результаты тестов по пройденным предметам, младшим оценки вообще не ставят. Финны отказываются от этого соревновательного элемента в образовании, объясняя тем, что в мире появляется все больше профессий, где действовать нужно сообща. Поэтому они учат своих детей работать в команде, избегая условий конкурентной среды.

 

В ожидании новых реформ

 

Самая главная ценность финского образования – это его доступность. Нет никаких списков лучших школ, потому что они все одинаково хороши. Нет разницы между школой в Хельсинки и школой где-нибудь в Лапландии или в отдаленной глубинке.

Школьная библиотека в Финляндии

 

Более того, финны всегда рады принять в ряды своих учащихся иностранных граждан. По их мнению, мультикультурное сообщество – это то, что нужно современному человеку, именно поэтому в Финляндии есть несколько школ, где обучение ведется полностью на английском языке и является бесплатным для иностранцев.

 

В 2017 году Финляндию ждут новые реформы. Благодаря показателям PISA финны считают свое образование качественным, современным, востребованным, а потому конкурентоспособным и готовятся ввести платное обучение на всех англоязычных программах для иностранцев, поступающих в вузы Финляндии.

 

Образование в колледжах и лицеях останется бесплатным, в том числе и для иностранных граждан.

 

Как жить в Финляндии и учиться по-фински, Вы всегда можете узнать у специалиста UNiF. Заполните заявку и согласуйте время вашей консультации.

Подпишитесь на нашу группу ВКонтакте, чтобы ежедневно получать новости обо всех ступенях образования в Финляндии.

 

Большая финская делегация посетит Екатеринбург 25.-27.4.2018

Делегация финских компаний, возглавляемая Послом Финляндии в России Микко Хаутала, посетит Екатеринбург 25.-27.04.2018.

Почему финские дети учатся лучше наших?

В рамках визита члены делегации встретятся с заместителем губернатора Свердловской области Павлом Крековым, мэром Екатеринбурга Евгением Ройзманом, а также с представителями деловых кругов региона. Целями визита являются налаживание и укрепление взаимодействия между финскими и уральскими компаниями Далее…

Часто задаваемые вопросы о защите детей в Финляндии

Время от времени в СМИ освещаются случаи, касающиеся проживающих в Финляндии семей с детьми. Часто в связи с публикациями подобных новостных материалов возникают вопросы о принципах функционирования законодательной базы в Далее…

80 лет поддержки для прекрасного начала жизни каждого ребенка в Финляндии

Каждую весну случается небольшое оживление, когда Институт социального страхования Финляндии (более известный по финской аббревиатуре Kela), представляет свой новейший материнский пакет, то есть набор для новорожденных. Далее…

Другие новости и сообщения

Ministry for Foreign Affairs News

Система образования Финляндии

Общий обзор системы образования

Схематично финскую систему образования можно представить следующим образом:

Первая отличительная черта финской образовательной модели — развитая система дошкольных учреждений: подавляющее большинство финских школьников проходит предварительно через детские сады и ясли. Проблемы дошкольного образования постоянно находятся в фокусе общественной дискуссии, основной вопрос которой: «Как сделать переход ребенка из детского сада в школу безболезненным?

После учреждений дошкольного образования ребенок поступает в основную школу, где учится до 16 лет. Еще одна характерная черта финской системы школьного обучения — отсутствие экзаменов. Даже по окончании основной школы экзамены не сдаются. Другая особенность — отказ от внутренней дифференциации в обучении. Углубленное изучение одних предметов в ущерб другим на этой стадии обучения не приветствуется. Выделение «элитных» классов из общего потока запрещено. Следует также отметить, что сектор частного школьного образования в Финляндии незначителен — практически все школы государственные.Представители Министерства образования Финляндии утверждают, что качество обучения во всех общеобразовательных школах «выровнено», какие-либо существенные различия в обучении отсутствуют. Политика выравнивания качества школьного обучения выражает главный приоритет Министерства образования Финляндии — обеспечение равной доступности образования. Выравнивание отразилось и на географическом расположении школ. Школы распределены равномерно, в соответствии с плотностью  населения. (Наиболее проблематичным в этом отношении является малонаселенный и труднодоступный северный регион страны — Лапландия). Лишь недавно родители получили право свободного выбора школы для своего ребенка, однако попрежнему принято отдавать детей в ближайшую к дому школу. По окончании основной школы у ученика появляется первая возможность выбора дальнейшей образовательной траектории — гимназия или профессиональное училище. В Финляндии 441 гимназия (с общей численностью учащихся около 130 тыс. человек) и 334 профессиональных училищ (с общей численностью учащихся около 160 тыс. человек). Гимназисты и ученики профессиональных училищ также находятся на полном государственном обеспечении: им оплачивается питание, учебники, проезд до дома.

Обучение в старшей школе продолжается три года. По ее окончании сдается матрикуляционный экзамен — первое и последнее общенациональное испытание для школьников. Тем не менее, поступление в вуз зависит не столько от сдачи этого экзамена, сколько от результатов прохождения вступительных испытаний, которые каждый вуз организует самостоятельно. Около 30% выпускников профессиональных училищ продолжают свое образование в профессиональных институтах; в университетах значительно меньше, хотя формальных ограничений для их поступления в университет (как, например, в Нидерландах) нет. Большинство выпускников гимназий продолжают обучение в университетах. Среднее специальное образование (ступень МСКО 5В) в Финляндии отсутствует, что существенно облегчает ей переход к Болонской модели унификации статусов высших учебных заведений. Разделения между «старыми» и «новыми» (преобразованными из колледжей) вузами здесь никогда не существовало — сектор высшего образования Финляндии изначально «выровнен». В нем отсутствует также и сколько-нибудь значимая дифференциация на государственный и негосударственный сектор в силу крайней незначительности последнего. Даже немногие частные вузы получают здесь государственные субсидии и полностью подконтрольны Министерству образования. Доля участия государства в финансировании институтов высшего образовании в Финляндии составляет 72%. При этом есть существенное различие между университетами и институтами (так называемыми «политехниками»). Среди университетов выделяются 10 многопрофильных, 3 технических, 3 экономических и 4 художественных вуза. Кроме того, вне сферы управления Министерства образования функционирует Высшая школа обороны, обладающая университетским статусом. Спектр образовательных услуг, предоставляемых политехниками (которых в Финляндии 29), несколько уже; кроме того, в них не ведутся фундаментальные научные исследования и отсутствуют магистратуры. Однако сейчас многие эксперты склоняются к мнению, что политехники в скором времени получат право присвоения магистерских степеней. Первым шагом к этому стало разрешение политехникам вести последипломное обучение и присваивать степени «sui generis» (2002). Относительная одновременность возникновения университетов сказывается на однородности сектора высшего образования. Исключением здесь является первое финское высшее учебное заведение — Королевская академия в Турку, основанная в 1640 г., когда Финляндия еще была частью Шведского королевства. В 1828 г. указом Александра I Академия была переведена в Хельсинки. В начале XX в. появились еще два вуза — Технологический университет и Школа экономики и управления.Большинство же действующих на сегодняшний день университетов были основаны в послевоенный период. Вузы, как и школы, размещены пропорционально численности населения. Каждый из небольших городов Финляндии с населением 50-100 тыс. человек имеет достаточно крупный вуз. Так, в г. Йоэнсуу с населением 43 тыс. человек (во всем регионе — 177 тыс. человек) в университете учатся 6 тыс. студентов. В университете г. Оулу с населением 90 тыс. человек — 10 тыс. студентов.

В последнее время наметился рост числа иностранных студентов в финских университетах и политехниках. Более всего в финском высшем образовании их привлекает отсутствие платы за обучение — так же, как и граждане Финляндии, иностранцы, владеющие финским языком, обучаются в университетах и политехниках бесплатно (росту числа иностранных студентов также в немалой степени способствует распространение образовательных программ на английском языке, которые стали интенсивно внедряться в течение последних пяти лет). Финские же студенты получают от государства денежное пособие: стипендию и доплату за жилье. Кроме того, они имеют возможность брать в банках льготные кредиты, и в течение трех лет после окончания учебы проценты по ним платит государство. Если в среднем в странах Европы доля лиц с высшим образованием среди населения 15 лет и старше составляет 16%, то в Финляндии она достигает 24%. Любопытно, что ценность образования отнюдь не является культурным императивом, передаваемым из поколения в поколение. Среди финских пенсионеров в возрасте 55-64 года свидетельство об окончании средней школы имеют только 37%, тогда как в возрастной группе 25-34 года соответствующий показатель составляет уже 83%. По данным последних исследований (2002 г.) около 90% опрошенных в возрасте 15-29 лет убеждены в том, что высшее образование повышает шансы на успешное трудоустройство. Очевидно, общее повышение уровня образования обусловлено двумя факторами послевоенного развития Финляндии. Во-первых, экономический рост 1950-60-х гг. сделал образование востребованным и социально престижным. Поэтому повышение образовательного уровня происходило скачкообразно, один «образовательный бум» сменялся другим. Во-вторых, рост образованности — результат долгосрочной политики, проводимой правящей социал-демократической партией. Более 10 лет строка «развитие образования» сохраняет свои позиции в рейтинге национальных приоритетов. Ежегодно на финансирование системы образования правительством Финляндии выделяется 5 466 млн. евро или 15,5% от расходной части бюджета. При этом полные государственные расходы на высшее образование в Финляндии составляют 21,7% от всех расходов на образование. В пересчете на одного студента вуза эти расходы составляют около 8 тыс. евро в год. Финляндия относится к числу стран, наиболее последовательных в проведении Болонских реформ. Начало преобразований стало до некоторой степени реакцией на «идейный кризис» высшего образования 1990%х гг.Директивный стиль управления университетами, характерный для финской системы образования, исчерпал себя, стала очевидной необходимость повышения институциональной автономии вузов. В 1999 г. был запущен Пятилетний план финского правительства в области образования. Его основная цель — внедрение элементов Болонской модели в финскую систему образования и всемерное участие Финляндии в создании единого европейского образовательного пространства. Осенью 2000 г. Министерство образования создало рабочую группу по разработке маркетинговой стратегии для высшего образования. Тогда же началась работа по «пропаганде образа страны как привлекательного места обучения». В Финляндии новое законодательство, соответствующее Болонскому соглашению, вступит в силу в августе 2005 г., хотя на практике все принципы его уже внедрены.

Курсы финского языка

ского развития, о которых мы упоминали выше.

Качество обучения

Те факторы, которыми объясняются успехи финского школьного обучения, можно условно разделить на социокультурные (контекстные) и институциональные (структурные). К социокультурным относятся объяснения, апеллирующие к национальным традициям и социальным условиям функционирования финской системы образования.

Другой социокультурный фактор успешности школьного обучения — позитивное отношение общественности.

Параллельно с позитивным отношением общественности (в первую очередь родителей) можно выделить еще один фактор успешности школьного обучения — удовлетворенность самих учащихся и высокий статус учителя в финском обществе. Среди выпускников школ популярность этой профессии даже выше, чем в среднем по стране (причем популярность не связана с перспективами заработка — учителя в Финляндии зарабатывают около 17 тыс. евро в год без учета налогов). Представители Министерства образования Финляндии заявляют, что популярность профессии школьного учителя позволяет привлекать в школы талантливых молодых специалистов и проводить политику омоложения педагогических кадров.

Особую роль в успехах школьного обучения играет также система поддержки школьников. По числу работающих с учениками психологов и социальных работников финские школы занимают одно из ведущих мест среди европейских стран. Кроме того, соотношение учитель/ученик для общеобразовательной школы составляет здесь 1:15, для гимназий — 1:18. Приоритет отдается обучению в малых группах.

Однако из всех институциональных факторов, влияющих на качество школьного обучения, особое значение имеет система подготовки учителей. Реформа подготовки педагогических кадров началась в Финляндии в 1978 г. Ее цель — повышение профессионального уровня учителей и унификация стандартов их обучения. В соответствии с приказом министра образования Финляндии, к преподаванию в школах допускаются только обладатели магистерской степени. Получение этой степени предполагает обязательную сдачу следующих курсов: коммуникативная компетентность (12 кредитов), технологии образования (75 кредитов), педагогика и психология (35 кредитов),  основная предметная специализация (35 кредитов), дополнительная предметная специализация (35 кредитов), курсы по выбору (5-8 кредитов).

Если тесное взаимодействие между школами и педагогическими вузами существовало всегда, то в результате прошедшей реформы в данный процесс включились классические исследовательские университеты. Университет Куопио одним из первых в 1990-х гг. начал работать с местными школами, организуя совместные мероприятия, которые могли бы помочь в привлечении будущих студентов и их семей..

Таким образом, на примере Финляндии мы можем увидеть, как повышение качества подготовки педагогических кадров в рамках одного из сегментов университетского сектора (развитие педагогических магистратур) влияет в долгосрочной перспективе на институциональную трансформацию всего сектора в целом и повышение качества высшего образования за счет улучшения школьного обучения. Кроме того, в Финляндии, где уже более 10 лет реализуется доктрина непрерывного образования, тесное сотрудничество школ и университетов имеет под собой прочные нормативные основания.

Развитие университетов

В 2004 г. в финский Акт об университетах были внесены изменения. Наравне с преподаванием и исследовательской деятельностью — традиционными и превалирующими функциями университетов — в нем была законодательно закреплена так называемая третья роль вузов: их «социальная миссия». Следует отметить, что «третья роль» отнюдь не является новой для финских университетов. Первые серьезные результаты в этой сфере были получены в связи с успехами институтов высшего образования, принявших активное участие в региональном развитии. Поэтому сегодняшняя дискуссия о «третьей роли» уходит корнями в дебаты 1960-х гг., когда в Финляндии, как и в большинстве стран Европы, политика создания новых вузов оказалась инструментом «перекраивания» карты страны и «выравнивания» социального пространства.

Усиление «третьей роли» ведет к тому, что не только университет становится участником регионального развития, но представители местного сообщества, местного бизнеса, местных этнических общин и местных органов власти входят в состав университетского управления.

Одновременно расширяется число задач, решаемых вузом.

Примером реализации «третьей роли» стало большее внимание, уделяемое университетами трудоустройству своих выпускников. Сейчас все финские университеты открыли специальные службы занятости и развивают контактную сеть с отделами кадров ведущих финских корпораций и государственных учреждений.

Таким образом отличительными чертами финской системы образования являются:

1. Сильная внутренняя связь сегментов образования.Детские сады интегрированы в школы, школы — тесно связаны с вузами, вузы — ориентированы на работу со школами и принимают посильное участие в повышении качества школьного обучения. Отсюда примат непрерывного образования и требование обеспечения «безболезненных переходов» от одной образовательной ступени к другой (например, минимум экзаменов).

2. Приоритетность равенства образовательных возможностей и связанная с этим слабая внутренняя дифференциация. Система образования служит здесь инструментом социального выравнивания: территориального (расположение школ и вузов), содержательного (запрет на дифференциацию классов в средней школе), культурного (политика «образование — плавильный котел культур», проводимая в отношении этнических групп финского севера), институционального («сглаженность» различий между институтами высшего образования, устранение различий между школами), экономического (отсутствие платы за обучение).

3. Повышение «социальной ответственности» вузов, возведенное в ранг приоритета национальной образовательной политики, и, как следствие, тесное взаимодействие институтов образования с местным сообществом, представленным различными социальными группами. Это задает благоприятный контекст функционирования системы образования (высокий статус учителя, поддержка общественности, система попечительских советов), но в то же время создает ситуацию множественности инстанций контроля.

4. Прямым следствием расширения числа контролирующих органов и традиционного директивного стиля управления является сохраняющаяся слабая институциональная автономия финских учебных заведений.

5. Высокий мобилизационный потенциал системы образования. Именно эта характеристика, связанная с низкой степенью автономии финских вузов и их немногочисленностью, позволила оперативно, посредством директив («сверху вниз»), провести реформирование образовательной системы и, в частности, реализовать программу интернационализации высшего образования.

Презентация. Система образования в Финляндии

Несколько слов о системе образования в Финляндии
 

Показатели системы образования Финляндия занимает топовые позиции во всех видах компетенций с 2000 года, рядом с признанными лидерами Кореей и Сингапуром. Школы Финляндии обязаны своей неожиданной славой прежде всего в одному исследованию: исследование PISA,  которое проводится каждые три года Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Исследование сравнивает 15-летних детей в разных странах в чтении, математике и естественных науках. По последним данным, в 2009 году результаты Финляндии несколько снизились в сравнении со студентами в Шанхае, Китае, захватившими лидерство, но финны все еще возле самого верха. На протяжении того же периода результаты PISA для Соединенных Штатов были в лучшем случае посредственными.В Финляндии профессия учителя – одна из самых творческих и свободных. В вузах на специальность «учитель», а особенно «учитель младших классов»,  самый большой конкурс (до 12 человек на место)».
 

Отличительные особенности Интеграция, а не дифференциация! Сильные и слабые ученики учатся вместе.Идея равноправия. Отказ от внимания к врожденным способностям или дарованиям и переход к изучению способностей, влияющих на процесс обучения (Идеи Bloom , а в настоящее время идеи Пиаже с акцентом на активность ребенка). Все дело в начале! Как для Финляндии, так и для Швеции характерна высокая роль, которую придают педагоги и политики дошкольным учреждениям и младшей школе в системе образования. Именно они поставлены во главу угла всей школьной системы. Самые квалифицированные педагоги  работают  в дошкольном секторе и в младшей школе.Децентрализация школьной системы, педагогическая автономия отдельной школы и внутрисистемная диверсификация. Учредители школ — местные общины. У школ очень широкая педагогическая автономия (методы, организация учебного процесса и даже учебные программы), а родители же имеют свободное право выбора школ разного профиля.Финляндия не имеет стандартизированных тестов. Единственным исключением является то, что называется национальный экзамен зрелости, которые каждый берет в конце старших классов средней школы, примерно эквивалентной американской High school. Вместо этого, учителя государственных школ Финляндии обучаются методике оценки детей в классах с использованием независимых тестов, которые они создают сами. Экзаменов нет.В финские школы не приходят инспекции, их просто нет!
 

Подготовка и условия работы учителей Одним из основных показателей успешности системы образования является подготовка педагогических кадров. В Финляндии профессия учителя – одна из самых уважаемых и востребованных. Учителями могут работать специалисты только со степенью магистра.При этом школьным педагогом можно стать, лишь пройдя самый строгий отбор – из 30% лучших выпускников педагогических факультетов в школы отбираются «самые-самые» (по статистике, это примерно 12%).высокий уровень  оплаты труда педагогов (зарплата 2,5 – 4 тыс. евро в месяц, точнее, учитель начальной школы 3340 евро, учитель средней школы 4156 евро).В конце учебного года всех учителей увольняют, и летом они не работают. В новом учебном году учителя по конкурсу принимаются на работу и работают по контракту.Каждый четвертый педагог среди учителей начальной школы — мужчина, и 45% мужчин среди учителей в среднем звене.
 

Персонал школы Школьная сестра, по основному образованию медсестра, но имеет дополнительное образование в области профилактической оздоровительной работы. Такая профессиональная специализация неизвестна ни в Германии, ни в России. Куратор, по образованию социальный педагог, занимается сферой проблем социального характера. Если в каком-то классе возникает конфликт двух группировок, то классный учитель не занимается решением этой проблемы. Он посылает конфликтующие стороны к куратору, основная компетентность которого — умение решать межчеловеческие и межгрупповые проблемы. Он должен также владеть терапевтическими методами работы с группами. Проблемы, которые нужно решать с участием родителей, решает куратор, а не учитель. Психолог. Часто дети сами приходят к психологу. То, что в школе существует взрослый, который обязан хранить молчание о доверенных ему проблемах, всегда готовый тебя выслушать, поддержать, оказать компетентную помощь, крайне важно для детей и подростков. У учителя просто нет времени заниматься такими проблемами с учениками. Конечно, о настоящей психотерапии в данном контексте речь не идёт, дело касается индивидуальных психологических проблем. Например, у хорошей ученицы вдруг падает успеваемость. Она не может сконцентрироваться на занятиях: с её братом случилось несчастье, он попал в больницу. Этой девочке не нужна помощь в учебе, но психологическая поддержка необходима. Если она получит ее, то сможет снова вернуться к успешным занятиям. Специальный учитель. Задача этого учителя — поддержка и педагогическая работа с отстающими. Специальный учитель должен иметь основное учительское образование, проработать как минимум три года в школе и затем получить специальное дополнительное образование, включающее в себя основы психологии. Специальный учитель должен владеть всей палитрой методов и приёмов, необходимых для преодоления вместе с учениками разнообразных трудностей в обучении. Ассистенты. В школах, где много учащихся и большие классы, есть ассистенты, не имеющие специального образования. Они работают почасовиками под руководством учительского состава. Это могут быть абитуриенты, еще не получившие место в университете, не работающие родители, например, мамы, занимающиеся домашним хозяйством. Их помощь существенно разгружает учителей. Персонал кухни. В каждой школе есть кухня и столовая. Дети ежедневно получают полноценное горячее питание.
 

Детский сад в Финляндии Принципы работы детского сада:УходВоспитаниеОбучениеОсобая поддержка (при необходимости)Основной принцип таков, с помощью игры учимся новому. Пословица гласит:« Игра — работа ребенка» . Источник — Проспект по дошкольномувоспитанию Союза воспитателейдетских садов Игра и радостьнаучения
 

Дети младше 3 лет Маленькая группа и максимально устойчивые человеческие отношения.Достаточное количество времени и спокойная обстановка для усвоения нового в индивидуальном темпе, являются основными потребностями детей младше 3-х лет. Отдельные помещения, которые в то же время сообщаются с помещениями старших детей, являются одной из практических предпосылок для плодотворной деятельности детей младше 3-х лет.
 

Что важно для развития Игра и подражание – это способ развиваться и учиться для маленьких детей. Играть тоже учатся сначала вместе со взрослыми. Игра приобретает новые формы при взаимных контактах детей. Согласно исследованиям, уже годовалые дети получают удовольствие от общества других и могут устанавливать устойчивые дружеские отношения со своими сверстниками.Совместное пение — является незаменимым инструментом для изучения азов коммуникации.Исследование предметов и игра с ними является существенной с точки зрения развития маленького ребёнка.
 

3-5-летние – мир открыт для изучения Умения играть 3-5-летних детей развиваются в коллективе, где для игры предоставляется время, место и увлекательная обстановка.Сказки, истории и беседы являются существенной помощью в развитии словестной и письменной речи.Разновозрастные группы полезны для развития и старших и младших детей.
 

Дошкольное обучение 6-летних – новые начинания ждут Дошкольное обучение 6-леток может осуществляться в детском саду или школе.Содержание дошкольного обучения составляет язык и коммуникация, математика, этика и мировоззрение, окружающая среда и природоведение, здоровье, физическое и моторное развитие, а также искусство и культура.Игра занимает центральное место в дошкольном обучении, осуществляемом как в детских садах, так и в школах. Важно заботиться о том, чтобы дошкольное обучение не стало школярским.Основным средством в решении этого вопроса является развитие творческого воображения ребёнка. Развитие готовности к учебной деятельности не должно основываться на изучении научного содержания и фактов.В детских садах дети 6-летнего возраста размещаются либо в своих группах, либо в совместных группах с 3-6-летними детьми. В группах 3-6-летних детей часть деятельности является общей для всех, часть – дифференцируется для осуществления целей дошкольного обучения 6-летних детей.

 

Фотоальбом Красный детский сад Детский сад Ajurinmaki предлагает детям возможность наблюдения и изучения окружающей природы. Проект архитектурной студии AFKS.Название проекта: AJURINMAKI DAYCARE CENTER Расположение: Porarinkatu 9, Espoo, Finland Общая площадь: 1060 м2 Объем: 5050 м3
 

Объект располагается на южной части склона горы. На участке расположен сад с различными растениями и плодовыми деревьями, этот сад раньше принадлежал сектору частных домов.
 

Здание поделено на три зоны для различных групп детей. Форма детского сада приближена к органической, перепады уровней высоты и изгибы как бы повторяют естественную форму ландшафта. Неотъемлемой частью дизайна являются произвольно расположенные окна, и фонари в крыше – напоминающие миниатюрные здания, которые оживляют коридоры естественным освещением. Все детские площадки находятся в саду на заднем дворе садика.
 

 
 

 
 

 
 

Детский сад Ajurinmaki предлагает детям возможность наблюдения и изучения окружающей природы, как внутри так и во дворе садика. Само здание работает как калейдоскоп природы — вооружившись широким спектром цветов, разнообразием натуральных материалов, использованных в отделке, и игрой естественного освещения в помещениях.
 

 
 

Источник: http://www.archnest.com/mainpage/blog/2977/
 

Для справки Именно финские школьники признаны сегодня самыми умными в мире! За ними следуют дети из Гонконга, Кореи, Новой Зеландии, Канады, Японии, Бельгии, Макао. Кстати, что касается россиян, то они сегодня показывают результаты ниже среднего: 29-е место по математике, 24-е – по естественным наукам и 32-е – по грамотности чтения! Источник: НГ, http://www.ng.ru/education/2007-11-16/8_inspections.htmlПо сравнению со стереотипом восточноазиатской модели — долгие часы изматывающий зубрежка и механическое запоминание — успех в Финляндии особенно интригует, потому что в финских школах назначают меньше домашней работы и вовлекают детей в творческие игры. http://smakogon.livejournal.com/39239.htmlВ Финляндии идея равенства понимается наиболее радикально и включает в себя не только равенство шансов, но и равенство результатов.

7 лучших международных школ Москвы

Это означает, что все учащиеся, независимо от начальных способностей, благоприятных или неблагоприятных для обучения социальных условий, должны получать к концу 9-го класса одинаково высокий образовательный уровень. Финская школа устроена так, чтобы обеспечить это равенство результатов. Вот в чём секрет её успешности и высоких показателей в PISA. Источник: http://www.russ.ru/pole/Sekret-finskogo-uspeha Самые квалифицированные педагоги должны работать в дошкольном секторе и в младшей школе. Именно в этот период можно многое испортить, испортить всю жизнь человека. В старшем звене, конечно, тоже можно навредить, но это сделать не так легко. Поэтому самые квалифицированные педагоги должны работать именно в младшем звене», — говорит Эскил Франк, вице-ректор педагогической высшей школы в Стокгольме. Затраты средств на младшую ступень в Финляндии значительно выше, чем в ФРГ, а на старшую — ниже. В ФРГ повышенное внимание уделяется именно старшей школе. Это существенное отличие от глубоко укоренившейся как в Германии, так и в России установки на важность именно старшей ступени, задача которой — обеспечить поступление в вуз. Альтернативные учебные заведения, как школы Монтессори, Френе, вальдорфские школы Штайнера и другие с международным признанием, учреждаются без какого-либо дополнительного согласования и финансируются на тех же условиях, что и регулярные коммунальные (государственные) школы. Закон 1991 года легализовал и уравнял их в правах с государственными. Характерно обоснование этого решения, в котором подчеркивается, что государственная школьная система учится у альтернативных школ прогрессивным методам обучения. Для получения финансирования альтернативные школы должны заключать договор с местными общинами, на основании которых им предоставляется полное материальное обеспечение, равное с таковым у государственных школ.Особую роль в успехах школьного обучения играет также система поддержки школьников. По числу работающих с учениками психологов и социальных работников финские школы занимают одно из ведущих мест среди европейских стран. Кроме того, соотношение учитель/ученик для общеобразовательной школы составляет здесь 1:15, для гимназий – 1:18. Приоритет отдается обучению в малых группах. http://www.akvobr.ru/kak_gotovjat_uchitelei_v_finljandii.html
 

Источники http://www.info-finlandia.ru/Public/default.aspx?contentid=230732http://metodisty.rgdb.ru/articles/3226http://www.proza.ru/2012/01/03/1230 Спасибо за внимание!Подготовлено, Центр «Солнечный класс»
 

<<       >>

Финско-русская школа

Почему вы выбрали школу IB в Финляндии?

 

Я учусь на Международном бакалавриате IB в Финляндии в городе Лаппеенранта. Почему? Во-первых, в Финляндии – одно из лучших образований в Европе, и это признано. Их система кардинально отличается от русской: здесь можно выбирать предметы, попробовать себя в разных отраслях знания, сделать акцент на чем-то. Каждый 5 недель можно сменить курс, если он тебе не нравится. На IB есть обязательные предметы, конечно, но все равно, часть можно выбирать. Во-вторых, Лаппеенранта – это близко к Санкт-Петербургу, а я именно оттуда, поэтому каждые выходные родители приезжают сюда, или я еду к ним. В любой момент мама заберет, если вдруг заболеешь. В-третьих, мне здесь очень нравится. Мы часто ездили в Финляндию, потому что это близко и доступно, и каждый раз, как я приезжала, я мечтала тут учиться: красиво, спокойно и тихо, да и люди отзывчивые.

 

 

Когда я узнала, что можно учиться без финского на IB, то мы сразу начали действовать. Нужно было выслать все документы, оценки из русской школы, зарегистрироваться на экзамен. Мы сдавали в конце апреля, очень волновались пока ждали результатов, и в начале июня уж было «ой, будет, как будет», но тут узнали, что поступили, и все сложилось просто здорово!

 

Я говорю мы, потому что я поступила вместе с двоюродным братом. Нас в классе 20 человек, и мы единственные иностранцы.

 

Как вы готовились к экзаменам?

 

Мы готовились в UNIF – это очень помогло, ведь все термины надо знать на английском. А так английский подтягивали, а то здесь без него никуда. В Финляндии все знают английский, даже старшие поколения. Нет, кончено, нет проблем жить без финского, хотя надо бы его выучить. Но даже тебе направление всегда подскажут и на английском, а то и доведут до места, вот как, например, сегодня: искала библиотеку, а бабушка какая-то довела.

 

Нравится ли учиться в лицее Финляндии?

 

В лицее мне очень нравится! Сейчас еще есть свободное время, но говорят, что дальше будет сложнее. Сейчас очень много мероприятий, чтобы растопить лед в коллективе, всякие игры по станциям, чтобы лучше узнать друг друга. В итоге, за полтора месяца мы стали таким дружным классом, как будто это мой русский 10 класс, где я училась в течение года.

Праздник первокурсников: девушки переоделись в мужчин 80-х годов, а юноши наоборот

 

Я училась в химико-биологическом лицее, и там вообще не было времени, так что сейчас я наслаждаюсь. Я купила велик, постоянно катаюсь, тут шикарный порт с яхтами, да и климат располагает. Даже бегать выходила, так что сейчас я близка к спорту, как никогда раньше! Еще и на немецкий записалась дополнительно к лицейскому: там преподает финка, которая все терпеливо повторяет по-английски для иностранцев, но и по-немецки я немного понимаю, так что как-то так и учу – на трех языках.

 

С какими сложностями может столкнуться студент из России?

Не все адаптировано под иностранцев, конечно, например, психология только на финском. В любом случае, можно попробовать: в IB школах индивидуальный подход, тебе всегда дополнительно что-то объясняют, это не проблема!

 

Если есть пробелы, можно взять дополнительный английский. Здесь это связующее звено для всех, и постоянная практика очень облегчает понимание грамматики, так что мой английский заметно улучшился в Финляндии. Я живу полтора месяца и только-только узнала про всю систему IB, и еще путаюсь, но постараюсь рассказать.

 

Какие предметы в финской школе вы изучаете?

 

Есть основные предметы, как в обычных школах, есть особенные, например, психология, экономика. Большинство из них адаптировано: если ты хочешь химию или биологию – они будут на английском.

 

Мы учимся три года, первый – базовый, который разделен на отрезки в 5 недель каждый. В каждом из этих «семестров» есть обязательные курсы, а потом обязательная экзаменационная неделя. Каждые 5 недель курсы меняются, и, таким образом, за год можно попробовать все, чтобы выбрать курсы на следующие два года. Там все предметы разделятся по уровням: стандартный или углубленный, так вот чтобы углубленно что-то изучать в будущем, например, химию и биологию, на первом году экзамены по ним нужно сдать на оценки 8 или 9 из 10, а для уровня стандарт достаточно 7.

 

То есть сейчас у нас есть год, чтобы понять, что нам интересно, что потребуется для поступления в вуз и сделать акцент на конкретных предметах. И вот что я подметила: в Финляндии многие не знают, кем хотят стать, но абсолютно не переживают по этому поводу, поскольку есть возможность освоить каждый предмет. Есть даже специальный курс по распределению: на нем мы планируем курсы, которые хотим изучать, и распределяемся по группам, а есть еще вводный курс. И в любой момент можно обратиться к советчику, прийти и изменить курс, если что-то не так, получить совет по поводу дальнейшего высшего образования, записаться на курсы по профориентации. У нас в школах, если ученик не определился до 9 класса, то он упустил возможность сделать акцент на нужные для поступления в вуз предметы.

 

Как проходят занятия в лицее IB?

 

Все курсы на английском, преподаватели поощряют вопросы.

У нас есть преподаватель – американка, она всегда спрашивает наше мнение по разным вопросам, и я знаю, что нас не заткнут и не скажут «Нет, неправильно!» На уроках нет жесткой дисциплины, не надо вставать, когда учитель входит в класс, можно пользоваться телефоном. Можно приносить свои компьютеры и вести конспект, а можно сидеть и ничего не делать, просто на экзамене придется отвечать из головы. Мы сидим в группах по 4-5 человек, что тоже помогает лучше узнать друг друга. Иногда, например, на экономике нам дают термин, и мы сами должны дать ему определение или найти его в интернете, нет такого, что нам надиктовывают единственно правильный ответ.

 

 

Отличается ли обучение в школах Финляндии от российского?

 

Я понимаю, что обучение в IB лицеях в Финляндии кардинально отличается от российской школы по всем параметрам. Нельзя сказать, что там хорошо, тут плохо, это просто настолько разное! Я очень любила свою предыдущую школу в Санкт-Петербурге, но и здесь мне очень нравится учиться.

 

Живете ли вы в студенческом общежитии или снимаете жилье?

Мы с братом снимаем квартиру в Лаппеенранте. Без родителей жить не страшно, они приезжают, помогают, готовят… Но и самим делать это приходится, конечно, на неделе:)

 

 

Легко ли жить без родителей в 17 лет?

 

Меня никогда не ограничивали, я жила по Питером и привыкла, что на электричках нужно ездить в школу. А у меня больше свободы в плане времени, и я быстро адаптировалась. Единственное, я начала понимать фразу «уехать по делам». Мне нужно ходить на почту, чтобы письма приходили на наш адрес, например. Недавно не могла найти адрес электроснабжения, сходила к соседу и спросила, он сразу загуглил, и все решилось. В беде здесь не бросят! А так меня дома приучили к чистоте, и помыть посуду или пол – не проблема. Все получается.

 

Дайте совет тем, кто будет поступать в следующем году в лицеи Финляндии

 

Я с детства очень хотела стать врачом, а с дипломом Международного бакалавриата можно поступать в любой вуз, говорят, что нужны будут только результаты выпускных экзаменом, без вступительных. Я считаю, что главное – это мотивация, и если человек хочет, то добьется.

 

Тем, кто хочет поступать в школы Финляндии, я советую подтягивать разговорный английский и не бояться общения. Как минимум, если вы видите иностранца на улице, подойдите и помогите ему, потом вам будет проще в психологическом плане. В IB все изначально замотивированы на общение на английском, мои одногруппники смотрят фильмы и читают на этом языке, поэтому они не смущаются и всегда стараются меня разговорить.

И, конечно, готовиться к поступлению! Как я уже говорила, подготовка к математике в UNIF мне очень помогла.

 

 

Валерия (Санкт-Петербург, Лаппенранта)

Готовилась в UNIF и поступила в лицей в 2016 году

Читайте больше о школах Финляндии, а также о том, куда можно подавать документы.

Вы также можете узнать ответы на самые часто задаваемые вопросы по поступлению в лицеи Финляндии тут.

FILED UNDER : IT

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*