admin / 11.12.2017
Содержание
⇐ Предыдущая234567891011
Слово риторика происходит от греческого rhetorike, что в переводе означает «ораторское искусство». Таким образом, риторика – это наука об ораторском искусстве, о мастерстве публичного выступления перед аудиторией. Риторика призвана научить нас, как эффективно при помощи своей речи воздействовать на аудиторию, как достичь успеха, выступая публично.
Практическая риторика обучает умению выступать перед аудиторией с сообщениями различных жанров и типов – от научного доклада и убеждающего выступления до анекдота и забавных историй.
Современная риторика – это наука о публичном речевом воздействии, то есть об эффективном публичном выступлении.
Публичное выступление – это официальное выступление оратора (в основном – монолог) перед непосредственно присутствующей в зале достаточно большой и организованной аудиторией.
Официальное выступление – это значит, что выступление заранее объявлено, оратор представлен аудитории или известен ей из объявления, заранее известна тема, о выступающем известны определенные сведения – кто он по профессии, должности и т.д.
Что значит непосредственное присутствие аудитории? Это значит, что выступающий находится в одной комнате со слушателями, видит их, они видят его и могут задавать ему вопросы.
Что значит достаточно большая аудитория? Обычно считают, что аудитория публичного выступления начинается с 10-12 человек, а если их меньше, то будет иметь место скорее беседа с группой, чем публичное выступление. Самая лучшая для оратора аудитория – 25-30 человек.
Что значит организованная аудитория? Это значит, что они пришли к определенному времени, в определенное место, знают тему или выступающего, располагают временем его слушать и готовы это делать.
По цели выделяют четыре основные, наиболее распространенные в ораторской практике вида публичных выступлений.
− Информационное
− Протокольно — этикетное
− Развлекательное
− Убеждающее, агитационное
1. Цель — сообщить некоторую информацию.
Такая речь называется информационной.Информационный жанр используется в научном докладе, сообщении, лекции перед студентами, в монологе учителя при объяснении, в рассказе о каком либо случае или при описании некоторого явления, в ответе ученика на уроке. Инструкция, объявления о предстоящем событии тоже относится к информационным выступлениям.
2. Цель — соблюсти некоторый общепринятый, ритуал, протокол, соблюсти этикет.
В этом случае можно говорить о протокольно-этикетном выступлении: приветствие официальной делегации, официальное поздравление юбиляра, вступительное слово перед каким – либо официальным мероприятием, выступление с оценкой заслуг человека или организации (похвальное слово), речь на траурном митинге, официальный тост и др.
3. Цель – развлечь собравшихся.
В таком случае мы будем иметь развлекательное выступление. Таковы, например многие не официальные тосты, речи на банкетах, рассказы об интересных происшествиях, смешных случаях из жизни и др.
4. Цель – убедить.
Убеждающая речь призвана показать правильность занимаемой оратором позиции, укрепить или изменить мнение аудитории по этому вопросу. Типичные случаи убеждающих выступлений – выступления в научных и политических дискуссиях, предвыборные, агитационные, рекламные выступления.
Цели, которые ставит перед собой оратор, могут сочетаться, в результате чего выступления могут приобретать комплексный характер. Можно, например, говорить об информационно– этикетных, информационно – развлекательных, информационно – убеждающих выступлениях, возможны и другие смешанные типы.
Разные жанры, как и разные формы публичного выступления (лекция, доклад, выступление и др.) требуют разных приемов подготовки. Но есть в риторике общие правила подготовки публичного выступления – правила, которые можно и нужно применять при подготовке практически любого выступления, в любом жанре. Эти правила называют общими требованиями к публичному выступлению:
1. Решительное начало выступления.
2. Драматизм
3. Сдержанная эмоциональность
4. Краткость
5. Диалогичность
6. Разговорность
7. Установление и поддержание контакта с аудиторией
8. Понятность главной мысли
9. Решительный конец
Перед выступлением надо хорошо сформулировать тему, поскольку из нее должны вытекать тезисы, которые вы будете защищать или опровергать.
Тема должна быть сформулирована так, чтобы она содержала в явном или скрытом (но понятном для слушателей виде) вопрос, на который выступление призвано дать ответ.
Кроме того, сформулировав тему, надо, как говорят в логике, «разделить объем понятия», то есть выделить составляющее того понятия или явления, которое выбрано в качестве темы. Эти составляющие и станут элементами плана выступления, основой всего выступления.
Например, тема «Проблемы современного студенчества» — могут быть выделены такие вопросы в рамках этой темы: проблема платности/бесплатности образования, молодые семьи, отдых студента, качество учебы, обязательность посещения занятий, получение работы по окончании, цели в учебе, жилищная проблема и др. Эти проблемы и станут каркасом выступления на данную тему.
Публичное выступление обязательно должно иметь продуманную структуру, в нем должна быть определенная последовательность частей. Почему это необходимо? Для удобства как оратора, так и слушателей. Оратору удобно переходить от темы к теме, слушателям удобно воспринимать информацию, разбитую на части и предлагаемую им в определенной последовательности.
Структура – это составные части выступления и их расположение относительно друг друга.
Выступления обычно строятся по традиционной трехчастной композиции: вступление, основная часть, заключение. Данная композиция традиционна, аудитория ждет такой композиции и ее ожидания не следует обманывать. Именно такое построение выступления облегчает аудитории восприятие устного выступления.
Аудитория ждет трехчастной композиции
Во вступлении различают зачин (цель – подготовить аудиторию к восприятию, заставить слушать, привлечь внимание) и завязку (цель – объяснить тезис, заинтриговать постановкой проблемы, показать актуальность обсуждения вопроса).
Основная часть содержит изложение плана выступления и аргументацию тезиса.
Заключение может включать напоминание (цель – напомнить основной тезис, вернуться к исходной проблеме), обобщение (цель – сформулировать словами обобщающий вывод) и призыв (цель – мобилизовать слушателей на некоторую реакцию).
Структура (логика) выступления должна обнаруживаться в выступлении и быть понятной для слушателей.
⇐ Предыдущая234567891011
Дата добавления: 2016-11-23; просмотров: 1132 | Нарушение авторских прав
Похожая информация:
Поиск на сайте:
⇐ Предыдущая234567891011
Слово риторика происходит от греческого rhetorike, что в переводе означает «ораторское искусство». Таким образом, риторика – это наука об ораторском искусстве, о мастерстве публичного выступления перед аудиторией. Риторика призвана научить нас, как эффективно при помощи своей речи воздействовать на аудиторию, как достичь успеха, выступая публично.
Практическая риторика обучает умению выступать перед аудиторией с сообщениями различных жанров и типов – от научного доклада и убеждающего выступления до анекдота и забавных историй.
Современная риторика – это наука о публичном речевом воздействии, то есть об эффективном публичном выступлении.
Публичное выступление – это официальное выступление оратора (в основном – монолог) перед непосредственно присутствующей в зале достаточно большой и организованной аудиторией.
Официальное выступление – это значит, что выступление заранее объявлено, оратор представлен аудитории или известен ей из объявления, заранее известна тема, о выступающем известны определенные сведения – кто он по профессии, должности и т.д.
Что значит непосредственное присутствие аудитории? Это значит, что выступающий находится в одной комнате со слушателями, видит их, они видят его и могут задавать ему вопросы.
Что значит достаточно большая аудитория? Обычно считают, что аудитория публичного выступления начинается с 10-12 человек, а если их меньше, то будет иметь место скорее беседа с группой, чем публичное выступление. Самая лучшая для оратора аудитория – 25-30 человек.
Что значит организованная аудитория? Это значит, что они пришли к определенному времени, в определенное место, знают тему или выступающего, располагают временем его слушать и готовы это делать.
По цели выделяют четыре основные, наиболее распространенные в ораторской практике вида публичных выступлений.
− Информационное
− Протокольно — этикетное
− Развлекательное
− Убеждающее, агитационное
1. Цель — сообщить некоторую информацию.
Такая речь называется информационной.Информационный жанр используется в научном докладе, сообщении, лекции перед студентами, в монологе учителя при объяснении, в рассказе о каком либо случае или при описании некоторого явления, в ответе ученика на уроке. Инструкция, объявления о предстоящем событии тоже относится к информационным выступлениям.
2. Цель — соблюсти некоторый общепринятый, ритуал, протокол, соблюсти этикет.
В этом случае можно говорить о протокольно-этикетном выступлении: приветствие официальной делегации, официальное поздравление юбиляра, вступительное слово перед каким – либо официальным мероприятием, выступление с оценкой заслуг человека или организации (похвальное слово), речь на траурном митинге, официальный тост и др.
3. Цель – развлечь собравшихся.
В таком случае мы будем иметь развлекательное выступление. Таковы, например многие не официальные тосты, речи на банкетах, рассказы об интересных происшествиях, смешных случаях из жизни и др.
4. Цель – убедить.
Убеждающая речь призвана показать правильность занимаемой оратором позиции, укрепить или изменить мнение аудитории по этому вопросу. Типичные случаи убеждающих выступлений – выступления в научных и политических дискуссиях, предвыборные, агитационные, рекламные выступления.
Цели, которые ставит перед собой оратор, могут сочетаться, в результате чего выступления могут приобретать комплексный характер. Можно, например, говорить об информационно– этикетных, информационно – развлекательных, информационно – убеждающих выступлениях, возможны и другие смешанные типы.
Разные жанры, как и разные формы публичного выступления (лекция, доклад, выступление и др.) требуют разных приемов подготовки. Но есть в риторике общие правила подготовки публичного выступления – правила, которые можно и нужно применять при подготовке практически любого выступления, в любом жанре. Эти правила называют общими требованиями к публичному выступлению:
1. Решительное начало выступления.
2. Драматизм
3. Сдержанная эмоциональность
4. Краткость
5.
Диалогичность
6. Разговорность
7. Установление и поддержание контакта с аудиторией
8. Понятность главной мысли
9. Решительный конец
Перед выступлением надо хорошо сформулировать тему, поскольку из нее должны вытекать тезисы, которые вы будете защищать или опровергать.
Тема должна быть сформулирована так, чтобы она содержала в явном или скрытом (но понятном для слушателей виде) вопрос, на который выступление призвано дать ответ.
Кроме того, сформулировав тему, надо, как говорят в логике, «разделить объем понятия», то есть выделить составляющее того понятия или явления, которое выбрано в качестве темы. Эти составляющие и станут элементами плана выступления, основой всего выступления.
Например, тема «Проблемы современного студенчества» — могут быть выделены такие вопросы в рамках этой темы: проблема платности/бесплатности образования, молодые семьи, отдых студента, качество учебы, обязательность посещения занятий, получение работы по окончании, цели в учебе, жилищная проблема и др. Эти проблемы и станут каркасом выступления на данную тему.
Публичное выступление обязательно должно иметь продуманную структуру, в нем должна быть определенная последовательность частей. Почему это необходимо? Для удобства как оратора, так и слушателей. Оратору удобно переходить от темы к теме, слушателям удобно воспринимать информацию, разбитую на части и предлагаемую им в определенной последовательности.
Структура – это составные части выступления и их расположение относительно друг друга.
Выступления обычно строятся по традиционной трехчастной композиции: вступление, основная часть, заключение. Данная композиция традиционна, аудитория ждет такой композиции и ее ожидания не следует обманывать. Именно такое построение выступления облегчает аудитории восприятие устного выступления.
Аудитория ждет трехчастной композиции
Во вступлении различают зачин (цель – подготовить аудиторию к восприятию, заставить слушать, привлечь внимание) и завязку (цель – объяснить тезис, заинтриговать постановкой проблемы, показать актуальность обсуждения вопроса).
Основная часть содержит изложение плана выступления и аргументацию тезиса.
Заключение может включать напоминание (цель – напомнить основной тезис, вернуться к исходной проблеме), обобщение (цель – сформулировать словами обобщающий вывод) и призыв (цель – мобилизовать слушателей на некоторую реакцию).
Структура (логика) выступления должна обнаруживаться в выступлении и быть понятной для слушателей.
⇐ Предыдущая234567891011
Дата добавления: 2016-11-23; просмотров: 1131 | Нарушение авторских прав
Похожая информация:
Поиск на сайте:
Cодержание
Введение
10 ошибок начинающего оратора
Этапы публичного выступления
Правила и приемы публичного выступления
Как правильно подготовить речь
Вхождение в контакт
Концентрация и удержание внимания
Аргументация и убеждение
Завершение выступления
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Правильно организованное управленческое общение является катализатором управленческой деятельности. Культура управления невозможна без культуры общения, т.е. коммуникативной культуры. Отсутствие ее – болезнь многих современных менеджеров, в значительной степени снижающая эффективность ее деятельности.[ 1]
Существуют следующие коммуникативные умения, играющие большую роль в работе менеджера:
· Умение вести деловую беседу;
· Умение проводить совещания;
· Умение выступать публично;
· Умение вести переговоры.
И, наоборот, отсутствие умений, навыков управленческого общения, недостаток коммуникативной культуры менеджера ставят под вопрос успешную работу и его самого, и его подчиненных.[ 4]
Овладеть приемами, умениями и навыками публичного выступления, выработать в себе коммуникативную культуру не менее важно, чем овладеть управленческими действиями.
Публичные выступления являются неотъемлемой частью управленческой деятельности любого менеджера, так как в его работе приходится сталкиваться с проведением деловых бесед, дискуссии с целью добиться желаемой реакций аудитории. Для начинающего оратора это достаточно трудное дело. Не только умение подготовить речь, но и умение свободно держаться перед публикой, безукоризненно владеть голосом, жестом и мимикой и безошибочно реагировать на поведение аудитории – таковы объективные требования к стремящемуся произвести желаемое воздействие на слушателей.[ 8]
Главной целью данной работы является раскрытие следующих моментов:
· этапы публичного выступления;
· структура произносимой речи;
· 10 ошибок ораторов;
· основные правила и приемы, способствующие успешному выступлению.
В заключительной части я проведу итог по проделанной работе и постараюсь описать все плюсы и минусы.
Прежде чем перейти к основной части своей работы я решила привести пример из опыта знаменитого американского оратора Дейла Карнеги. Попал он в эту ситуацию тогда, когда только начинал свой путь оратора.
«Однажды мне, начинающему и неопытному оратору, любезно предложили выступить на собрании акционеров одного из крупнейших банков Америки (название банка не приведено по неизвестным причинам). Я с радостью принял приглашение, так как был хорошо осведомлен о деятельности данного учреждения. Акционерам же было интересно узнать то, как относятся сторонние люди к нынешнему состоянию Банка. Мне выделили всего три минуты на выступление. Тогда я решил, что готовиться к такой короткой речи не стоит и в назначенный день приехал не подготовившись. Увидев огромную, полностью забитую аудиторию, я занервничал, но, зная, что волнение при такой ситуации вполне естественное явление, не придал этому большого значения. Как стало известно позже, зря. Кода мне дали слово, я чувствовал себя таким скованным, во рту пересохло, и от волнения я не знал, что говорить! Если до этого я мог вполне нормально мыслить, рассуждать, то, стоя перед аудиторией, потерял способность мыслить. Чувствуя, что пауза затянулась, я вдруг начал обливаться холодным потом, трясущимися руками взял стакан и сделал глоток. Но ничего не помогало. Мне осталось только извиниться перед разочарованной аудиторией и удалиться восвояси.»[ 10]
И это не единичный пример, когда выступающий с полным провалом уходит с трибуны. Есть множество ситуации, когда начинающий или даже опытный оратор ввиду тех или иных причин не в состоянии произвести на аудиторию желаемого результата.
Остается ответить на вопросы: «почему же так происходит? что нужно сделать для того, чтобы не оказаться в подобной ситуации?»
В своей работе я попытаюсь дать ответы на эти вопросы и, тем самым, достигнуть намеченных мною целей.
Для начала ответим на первый вопрос.
Прежде чем приступить к постижению секретов ораторского мастерства, желающие выступать публично должны научиться избегать распространенных ошибок. Специалисты в области коммуникативных технологий проанализировали и сравнили поведение дилетантов и профессиональных ораторов. Итогом этого наблюдения стало выявление десяти самых распространенных ошибок, допускаемых при публичном выступлении.
Ошибка 1: Несоответствие
Когда содержание ваших слов расходится с тоном речи, осанкой и языком тела, публика мгновенно это замечает. Аудитория обладает безошибочным чутьем в отношении того, что касается настроения оратора и его самочувствия. Если вы начнете говорить «Здравствуйте, как я рад вас всех видеть….» дрожащим неуверенным голосом, нервно перебирая пальцами пуговицы на костюме — будьте уверены, у слушателей моментально появится недоверие и к сказанному вами, и к самому говорящему.
Ошибка 2: Оправдания
Публике по большому счету все равно, волнуетесь вы или нет, как долго вы готовили свой доклад и какой у вас опыт публичных выступлений. Поэтому не нужно перед ней оправдываться в стиле «Я плохой оратор, редко говорю перед публикой, поэтому сильно волнуюсь и могу выступить неудачно…» Именно так начинают свою речь многие дилетанты, пытаясь вызвать сочувствие и заранее получить индульгенцию за плохое выступление. Слушатели недоумевают: «Зачем мы сюда пришли, если даже сам выступающий признает, что выступление будет плохим?».
Ошибка 3. Извинения
Эта ошибка похожа на предыдущую. Начинающие ораторы любят извиняться, предлагая снять с них вину за плохое качество доклада. «Прошу простить меня за… (мой простуженный голос, мой внешний вид, плохое качество слайдов, слишком короткое выступление, слишком длинную речь и т.д. и т.п.)». Публика — не священник и не отпустит ваши грехи.
Ошибка 4: Глаза и брови
Вы действительно уверены, что хорошо управляете своей мимикой? Большинству новичков только кажется, что это так. На самом деле контролировать мимику неподготовленному человеку нелегко. Лицевыми мышцами трудно управлять без тренировки, а загадочно-соблазнительный взгляд и широко раскрытые от страха глаза разделяют всего пара миллиметров, кардинально меняющих восприятие.
Ошибка 5: Подбор слов.
Мы слышим и понимаем отдельные слова прежде, чем понимаем все предложение целиком. Поэтому на значение отдельных слов мы реагируем быстрее и менее осознанно, чем на значение предложений. К тому же, отрицательные частицы воспринимаются позднее, чем остальные слова, а часто вообще не воспринимаются. Поэтому постоянное использование таких конструкций как «…не принесет убытков», «…не плохо», «…не боимся прилагать усилия», «…не хочу вызвать у вас скуку длинными статистическими выкладками» вызывают у слушателя эффект, противоположный ожиданиям оратора.
Ошибка 6: Отсутствие юмора
Всем студентам известны лекторы-зануды. «Воздействие внешнего объекта связано, во-первых, с прогрессирующей эмансипацией когнитивных функций от примитивных аффективных структур, во-вторых, с дифференциацией самих аффективных структур, их автономизацией от базальных влечений…», — бубнит такой преподаватель битый час, не замечая, что у слушателей давно уже закипели мозги и они полностью утратили нить повествования.
Ошибка 7: Всезнайство
Еще хуже неуверенных и неподготовленных ораторов — ораторы напыщенные и надутые, лопающиеся от осознания собственной важности. Они всегда считают себя умнее аудитории, к которой обращаются. Выкиньте из головы заблуждение, что вы знаете больше, чем все остальные вместе взятые. Даже если вы хорошо осведомлены в теме выступления, в отдельных направлениях слушатели могут знать гораздо больше вас.
Ошибка 8: Суетливость
Отвлекаясь от страха перед публикой, начинающий оратор может торопливо ходить от стены к стене туда-сюда, словно маятник, проделывать суетливые манипуляции с предметами (открывать-закрывать крышку кафедры, постоянно вертеть карандаш в руках и т.п.) и делать прочие ненужные движения. В итоге публика начинает следить за его перемещениями и перестает следить за темой выступления. По тому, как движется докладчик, легко понять, насколько он уверен в себе. Постоянное «хождение» во время публичного выступления не случайно. Оно выдает желание неуверенного в себе оратора сбежать. Именно так оно и воспринимается аудиторией.
Ошибка 9: Монотонность
Ничто не утомляет так, как доклад на интересную тему, читаемый скучным монотонным голосом. Такие публичные выступления сродни китайской пытке капающей водой: вода монотонно капает не темечко истязаемого и постепенно доводит его до сумасшествия. Все слова сливаются в однообразный поток и по тональности речи нельзя понять, где заканчивается одно предложение и начинается другое.
Монотонно бубнящие зануды быстро вызывают раздражение и усталость аудитории, слушатели еле сдерживаются, чтобы не начать зевать.
Ошибка 10: Отсутствие пауз
Новички в ораторском ремесле панически боятся пауз, неизбежно возникающих во время публичного выступления. Как правило они спешат заполнить их разной словесной чепухой и словами-паразитами («Ээээ…
Значит так… Ээээ… Ну, что еще сказать… Ээээ…»). В результате публика думает: «Ээээ… Ну ничего себе! Когда же он закончит мычать?» Кто-то начинает считать, сколько раз вы скажете «Ээээ.. », кто-то погружается в свои мысли и начинает смотреть в окно не обращая на вас внимания, остальные мучаются и считают минуты до конца лекции.
Итак, подытоживая, следует еще раз перечислить распространенные ошибки ораторов: несоответствие образа выступающего с его речью; оправдания и извинения; неправильное и неуместное употребление слов; занудство, т.е. отсутствие чувства юмора; высокомерие и всезнайство или, наоборот, выраженная неуверенность; монотонность и отсутствие пауз. Эти ошибки необходимо знать, чтобы их не допускать.[ 9]
Страх, который может вас охватить перед самым началом выступления, вызывает напряжение грудной клетки, спазмирует ее затрудняя доступ кислорода к легким, и сжатие горловых связок. Сжатие горла приводит к пересыханию гортани, зажиму голоса, и слова застревают в горле, а из-за недостатка кислорода в крови весь организм начинает хуже работать, в частности головной мозг, т.е. вы просто перестаете нормально соображать и зацикливаетесь на своих ощущениях, что еще больше разгоняет маховик страха. Ваше выступление перед публикой, не будет успешным, если, вы зациклитесь на своих ощущениях.
Не сидите и не ждите, когда вас вызовут, как на казнь, это только усугубляет положение. Займитесь чем нибудь полезным, перечитайте еще раз речь, подвигайте челюстью туда -сюда, раз 20-30, походите на пятках, попробуйте расслабиться подвигайте конечностями, стряхните груз с рук и ног. Можно проделать простые физические упражнения, например, приседания, сжимание и разжимание рук, некоторые ораторы вообще носят с собой эспандер. Эти простые и полезные упражнения стабилизируют ваше состояние, кровь будет разносить кислород, а лишняя энергия израсходуется, ее просто не хватит на тремор, мозги отвлекутся,и не будут разгонять эмоцию страха дальше, а значит вы станете более уравновешенным, а следовательно это добавит вам смелости и уверенности. Если есть возможность полежать можно воспользоваться, кровообращение идет легче, и насыщение крови и мозга кислородом происходит лучше, положение комфортное это более-менее стабилизирует состояние.
Первое впечатление создается в первые 5-7 секунд, поэтому надо побороть страх перед аудиторией, и начинать надо сразу. Улыбайтесь. Создайте эмпатию, ситуацию взаимного доверия и приятия. Иногда когда улыбка очень и очень широка, а зубы идеальны собеседник испытывает какое- то неприятное чувство. И это неспроста. Экологами установлено, что улыбка на бессознательном языке воспринимается как демонстрация великолепного набора инструментов для убийства- зубов. Животные, встречаясь, оскаливают зубы и рычат, это значит, вооружен и очень опасен. У человека это трансформировалось в улыбку. И чем шире улыбка, тем приятнее человек воспринимается. Наше подсознание говорит, что с таким человеком лучше не связываться.
А на вас улыбка, даже не искренняя, действует успокаивающе. Мозг воспринимает ее как отсутствие опасности, и начинает успокаиваться. И чувство радости и эмоционального подъема приходят на самом деле.
К тому же, улыбаться нужно потому, что человек, в жизни мало сталкивается с искренним доброжелательным отношением, а так хочется, ведь в каждом из нас сидит ребенок.
В начале речи идет приветствие. Приветствуют обычно словами «Уважаемые коллеги», или «Уважаемые слушатели» и т.п., даже если они таковыми не являются, в приветствии да и в тексте, допускается некоторая лесть и превышение статуса, но никогда не принижение его, например, при вступительных экзаменах говорят «Уважаемые будущее абитуриенты». Кроме того обычно саму речь начинают с шутки, или с изложения факта, который заинтересует большинство публики. А само выступление не должно быть монотонным. Можно разнообразить свою речь, сделать не похожей на остальные. Можно задать самому себе вопрос, например, вы спрашиваете у меня почему это так, и самому на него ответить. Попробуйте постепенно повышать и понижать высоту голоса, замедлять и ускорять темп речи, выделять важные места не только паузами, что нужно делать обязательно, но и интонацией, обращайте внимание на знаки препинания, короче поработайте над речью. Существует целая наука о паузах- паузология, наверное не зря. Нормально воспринимается речь, произносимая со скоростью примерно 120 слов в минуту.
Эти навыки сделают вашу речь яркой и запоминающейся.
Даже если вы испытываете сильный страх перед аудиторией, старайтесь не подавать вид, что это так, не теребите галстук, не разглядывайте ногти, и не поправляйте постоянно очки, лучше несколько раз поглубже вдохните, это насытит кровь кислородом, и вы более-менее успокоитесь. Старайтесь по возможности принять удобную позу, неудобная поза будет вам мешать сосредоточению на вашей речи. Согнутые и нагнутая вниз голова типична для состояния обиды, втянутые плечи для состояния страха, а поза влияет на общее состояние организма, организм вспоминает реакцию на пережитые негативные эмоции.
Поза должна быть дружественной и открытой. Открытой, поза считается когда ноги и руки не скрещены. Закрытость понимается на подсознательном уровне негативом, а так как около 60% информации передается невербально, это очень важно. Кроме того, невербальная информация воспринимается как более верная, поскольку подделать ее довольно трудно. Едва заметный наклон туловища, или склонение его в сторону слушающих понимается подсознанием как заинтересованность, тоже воспринимается хорошо, откидывание головы или отклонение назад наоборот воспринимается плохо. Также хорошо воспринимается и расширение зрачков, для этого достаточно просто несильно покусать губы, или сделать себе немного больно, от боли зрачок расширяется, кстати расширяются они и от страха. В древние времена итальянские женщины использовали экстракт беладонны закапывая его в глаза — в результате зрачок расширялся, делалось для того, чтобы взгляд был заинтересованно наивным, мужчинам вроде нравилось.
Кроме позы, в публичном выступлении важное значение играет мимика, взгляд должен быть направлен на того, кому рассказывают, периодически обводите глазами аудиторию, заодно и увидите понятно ли то, что вы говорите. Но сосредоточите остальное внимание на каком либо человеке, который вам знаком, хорошо если это ваш друг, или проявляет внимание к тексту, психологически это легче. Кстати, хорошо «прочитываются» на лице положительные эмоции радость, счастье, любовь, удивление, отрицательные эмоции передаются хуже, но отрицательные эмоции более отчетливо выражены на левой стороне лица, что связано с работой мозга. Не подносите постоянно руки ко рту, и носу это ухудшает восприятие текста, портит дикцию, кроме того на невербальном уровне воспринимается как ложь. К невербальному общению относится также: жесты, интонация и окраска, тон и тембр голоса, скорость речи и др. Невербальные средства общения: жесты, мимику можно попробовать отрепетировать дома перед зеркалом, но не факт, что они будут такими же в аудитории на все 100%. А тембр голоса паузы между словами, окраску голоса, скорость речи можно узнать записав свою речь на магнитофон. Прослушав себя вы можете сделать вывод, что нужно изменить.
Говорим не медленно, но и не слишком быстро.
Введение занимает 10-20% Всей речи. Во введении раскрываются основные проблемы, актуальность, разработанность темы, выдвигаются основные тезисы и определяются взгляды рассказчика.
В основной части своей речи вы выдвигаете тезисы и пытаются их доказать основная часть занимает – 60-65%. Основная часть – это обоснование основного тезиса. Варианты системного построения аргументации:
— проблемное изложение, выявление и анализ противоречий, путей их разрешения;
— хронологическое изложение;
— изложение от обстоятельств к следствиям, от частного к общему;
— индуктивное изложение, от общего к частному.
В основной части рассматриваются разные аспекты, которые способствуют лучшему и полному осмыслению слушателями идеи. При этом важно не перерасходовать время, обязательно оставив его для заключительной части.
В заключении обычно формулируются выводы, которые следуют из главной цели и основной идеи выступления. Правильно построенное заключение, как впрочем и вступление, способствует хорошему впечатлению от выступления в целом, но оно оставляет последнее впечатление, поскольку слышаться последним. В заключении обычно повторяются основная идея и возвращаются к тем моментам основной части, которые вызвали воодушевление и интерес слушателей. Окончить выступление можно решительным заявлением, подводящим результат выступлению. Заключение составляет — 20-30% времени. Но естественно, что такая раскладка по времени примерна, это скорее ориентир, к которому надо стремиться, но необязательно полностью соответствовать, разложение по времени происходит индивидуально.
Но невозможно быть идеальным и угодить всем, примерно 5 -10 % аудитории всё равно останется недовольной, это вполне нормально, и не стоит на этом зацикливаться и искать идеал угодить всем невозможно. Кроме того, идеал, это когда нечего убавить, а не когда нечего добавить, добавить всегда есть что. Постарайтесь уложиться в выделенное время как говориться краткость сестра таланта. Если вы не можете справиться со страхом сами, есть множество вариантов от него избавиться, даже не прибегая к услугам психотерапевтов, например быть уверенным в себе, знающим то, о чем говорим, быть подготовленными к выступлению и возможным вопросам. Чем более человек компетентен, те менее он будет обращать внимание на мелочи, можно пересилить страх. Можно посмеяться над ним, и заодно над собой; можно изобразить его на бумаге смешным или забавным; выделить в страхе положительные моменты и отрицательные, и сравнить их может этот страх дает вам больше чем отнимает. Можно заняться медитацией, или визуализацией, японские самураи например, перед боем представляли что умрут, или уже умерли, и остается только одно- отомстить за свою смерть врагу, и поэтому были непоправимы.
Те, кто постоянно выступает, у кого есть практика публичных выступлений, определённый опыт в ораторском искусстве, знают, что начинать надо с малого. Т.е. пересилить себя и начинать выступать, сначала перед маленькой доброжелательной аудиторией- это могут быть близкие, друзья, кружек по интересам, потом более большой, потом еще больше. Сначала можно начать выступать перед малоизвестными людьми, а потом перейти к неизвестным. Помогут и ораторские курсы, которых на сегодняшний день полным-полно. И постепенно страх перед аудиторией будет отступать.Можно найти какие либо курсы по риторике. Например, этибесплатные курсы по риторике, или эти, платные и в основном для женщин. Есть еще методы, избавления от собственных страхов, о них вы можете прочитать в статье как избавиться от страха.
Выступления перед аудиторией будут успешными если вы будете пользоваться правилами построения речи и правилами аргументации и построения доказательств. Правильно составленная аргументация и доказательства, это ваш козырь в изложении, своей точки зрения. Зная эти правила, можно не бояться спорить с оппонентами, если таковые будут. Также, вам может помочь статья эффективная коммуникация.
публичное выступление, начало статьи
первое выступление артиста
Альтернативные описания
• первое выступление на каком-либо поприще
• и защита Филидора, и испанская партия, и ферзевой гамбит
• начало какой-либо деятельности
• первое выступление молодого артиста, первая роль в фильме, первый выход на сцену
• начальная стадия шахматной, шашечной партии
• начало шахматной партии
• начало шахматной игры
• как называют французы первый выстрел по мишени?
• современная шахматная теория насчитывает их около 50
• актерский «первый раз»
• стрижка для длинных волос
• сорт ячменя
• начало на 64 клетках
• в шахматах их около 50-ти
• первый выход на сцену
• вступление
• первое выступление на сцене
• «Впервые на арене!»
• «премьера» на шахматной доске
• первый выход актера на сцену
• шахматная «премьера»
• в первый раз на сцене
• первое выступление
• первые актерские шаги
• «…. Мэгги» танцевальная новелла О. Генри
• «старт» карьеры артиста
• Первое выступление на сцене, в спортивных состязаниях
• Начало шахматной партии
• Начальная стадия шахматной, шашечной партии
• «Крещение» для актера
• «Премьера» на шахматной доске
• «Старт» карьеры артиста
• актерский «первый раз»
• как называют французы первый выстрел по мишени
• м. франц. первина, первый выход, выступ, появление актера, музыканта, певицы и пр. Дебютировать, выступить впервые на поприще, напоказ, в театре, концерте. Дебютант м. дебютантка ж. кто впервые выходить напоказ; первинка об. первинник, первеник, -ница, новик, новник
• шахматная «премьера»
• «Впервые на арене!»
• «….
Мэгги» танцевальная новелла О. Генри
• начало
.
FILED UNDER : IT