admin / 13.03.2018

Обучение основам социальной информатики учащихся 8-9 классов

Содержание

Рабочие программы по информатике

По многочисленным просьбам посетителей сайта размещаю рабочие программы по информатике. В основном материал предназначен для учителей работающих по учебникам Угриновича, но также есть программы к учебникам Босовой, Макаровой и Семакина. Рабочие программы разработаны учителями Волгоградской области и являются интеллектуальной собственностью авторов.

Весь материал предоставлен учителем информатики Колышкинской СОШ Старополтавского района Волгоградской области Пятаковой Ольгой Михайловной, за что ей огромное спасибо.

Новинка к новому 2010/2011 учебному году

Вашему вниманию предлагаются универсальные рабочие программы разработанные профессором Смыковской Т.К. Программы не  привязаны к учебнику информатики конкретного автора, т.е. они подойдут если вы используете учебники таких авторов как Макарова, Угринович, Семакин и т.д. Единственное, что вам потребуется — это составить пояснительную записку, указать типы уроков и сделать привязку планирования к учебнику конкретного автора (указать параграфы). Перейти в персональный раздел Смыковской Т.К.>>

Рабочие программы по информатика для 6 класса:

Рабочие программы по информатике для 8 класса:

Рабочие программы по информатике для 9 класса:

Рабочие программы по информатике для 10 класса:

  • К учебнику Макаровой (34 часа). Zip-архив (23 Кб) скачать>

Рабочие программы по информатике для 11 класса:

Приложения:

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных)
    Министерством образования и науки Российской Федерации
    к использованию в образовательном процессе
    в общеобразовательных учреждениях:

НАЧАЛКА №2

Газета-клуб для всех, кто учит информатике маленьких детей

А.В. Могилев
г. Воронеж

“Мир информатики” для младших школьников

1. Зачем и чему учить младших школьников в информатике?

Вашему вниманию предлагаются размышления об использовании в учебном процессе начальной школы учебно-методического комплекса “Мир информатики” для первого, второго и третьего годов обучения, выходившего в 2003–2005 годах в издательстве “Ассоциация XXI век” [1–9].

Кто должен вести курс начальной информационной подготовки в школе? Было бы неправильным адресовать это пособие, скажем, только учителям начальной школы или только преподавателям информатики.

Во время дискуссий на эту тему в пользу той или иной позиции обычно выдвигаются аргументы типа “учителя начальных классов не обладают необходимой компьютерной подготовкой” или “учителя информатики не имеют достаточного опыта работы с детьми младшего школьного возраста”. Все эти аргументы довольно спорны, и можно найти довольно весомые доводы как в пользу, так и против той и другой точки зрения. По нашему (авторов представляемого цикла пособий) мнению, в текущей ситуации в российском образовании, когда только начинается обновление образования в начальной школе и идет поиск места информационной подготовки в ней, вести новый предмет могут те, кто к этому готов, то есть обладает не только необходимой подготовкой (и компьютерной, и методической в плане работы со школьниками младшего возраста), но и желанием.

К сожалению, долгое время начальная школа оставалась наиболее консервативной частью общего образования. Содержание обучения в начальной школе сложилось в конце 20-х — начале 30-х годов XX века. С тех пор его изменения, да и сам подход к обучению младших школьников, формирующий в основном исполнительские компетенции, были незначительны. Выполнение большого числа стереотипных упражнений, доминирование учителя в ходе урока, акцент на так называемой “дисциплине на уроке” — вот неполный перечень примет российского начального образования, доставшийся нам от трудной эпохи в нашей истории. Современное состояние общества ставит перед образованием, особенно начальным, категорический императив — перейти от подготовки простых исполнителей, способных действовать по образцу, в соответствии с правилами, к формированию свободной, инициативной и творческой личности каждого ребенка. Слово “формирование” в этом предложении — также из прошлого века. Личность формируется в результате саморазвития, задача начальной школы — создать для этого рациональные, благоприятные условия.

Одним из направлений диверсификации начального образования является включение в него информационной подготовки. На протяжении последних 4–5 лет оно протекает с переменным успехом, в упорной борьбе носителей “охранительных” взглядов, прикрывающихся подчас лозунгами заботы о здоровье детей, и новаторов, иногда отрывающихся от реальной школьной почвы, переходящих за грань возможного. Предмет “информатика” вот уже около 20 лет с момента ее введения в предметную систему школы остается наиболее быстроменяющимся и революционизирующим школьное образование предметом. Впрочем, совершенно такую же роль информатика играет и в масштабах всего общества.

Информатика

в настоящее время — развитая наукоемкая сфера деятельности, связанная с передачей, хранением, преобразованием и использованием информации с помощью компьютерных систем, реализующая системно-информационный подход к познанию окружающего мира, имеющая тенденцию к превращению в фундаментальную отрасль научного знания об информационных процессах в природе и обществе.

Информационная подготовка — одно из немногих инновационных и востребованных направлений школьной подготовки, делающих школу современной, приближающих ее к жизни и запросам общества. В актуальных государственных программах развития образования России информатизация рассматривается как важнейший аспект модернизации образования.

Средства информатизации, терминология, связанная с информационными процессами и системами, способы деятельности в информационной среде обступают учащихся школы с самого раннего детства, становятся для них естественным окружением. Общественные запросы ставят перед образованием задачу формирования информационной культуры учащихся. Информационная культура становится ведущей составляющей подготовки человека, в какой бы сфере деятельности ему ни пришлось работать в будущем.

Большинство целей информационной подготовки, отражаемых в научно-методической литературе, специфичны для основной школы и старших классов. Среди них

· формирование информационного мировоззрения: информационной картины мира, общности закономерностей информационных процессов в системах различной природы; ценностного отношения к информации;

· формирование представлений о роли и месте информационных технологий, информационном содержании трудовых процессов в обществе;

· выработка стабильных навыков получения и обработки ориентированной на индивидуальные личностные запросы информации;

· развитие способностей к адаптации в изменяющейся информационной среде деятельности;

· пропедевтика дальнейшей информационной подготовки в течение всей жизни.

В начальной школе эти цели, проецируясь на возрастные потребности и возможности детей, определяют основные задачи курса “Мир информатики”:

·формирование представлений об информационной природе процессов в живой природе, обществе и технике, ценностного отношения к информации;

·знакомство с основными компонентами компьютера и их функциями; формирование представлений о типах и назначении компьютерных программ;

·освоение способов деятельности в информационной среде, умений решать разнообразные задачи с помощью компьютера, программ, алгоритмов; формирование навыков их рационального использования для удовлетворения собственных информационных потребностей;

·интеллектуальное развитие, развитие когнитивных и творческих способностей и навыков учащихся в процессе работы с развивающими, игровыми и другими программами;

·расширение кругозора детей, закрепление и совершенствование знаний, полученных в других курсах начальной школы;

·подготовка к дальнейшему обучению информатике в основной школе.

Для решения этих образовательных задач в первую очередь необходимо провести рациональный отбор и структурирование содержания обучения, в соответствии с ними определить применяемые методы обучения. Учебные пособия в определенном смысле являются сплавом содержания образования и применяемых методов обучения.

Принципы отбора содержания обучения для настоящего курса

Как обычно отбирается содержание обучения для школьного предмета? Как правило, это длительный процесс, происходящий если не в течение столетий, то по крайней мере десятилетий. Оно определяется множеством явно и неявно действующих факторов. Среди них мы можем выделить

1) состояние соответствующей научной области или практики производственно-хозяйственной деятельности;

2) потребности общества в том, чтобы его члены обладали определенными знаниями, навыками, находились на определенных мировоззренческих и нравственных позициях;

3) потребности личности учащегося прежде всего в самореализации, в развитии интеллектуальной, когнитивной, мотивационной сфер;

4) системные связи между компонентами самого образования, потребности образовательной сферы, традиции, консерватизм в подготовке учительских кадров;

5) традиции или требования, поддерживаемые той или иной из социальных групп или даже влиятельных личностей;

6) соображения обеспеченности средствами обучения определенному содержанию обучения в образовательных учреждениях;

7) процесс постоянного и “самопроизвольного” усложнения, углубления содержания образования от учебной программы к программе, от учебника к учебнику (ведь надо же как-то обосновывать смену программ и учебных пособий!).

Эти одновременно, с разной силой и противоречиво действующие факторы приводят к тому, что бывает очень трудно установить причины наличия тех или иных тем в образовательных стандартах и учебниках, если речь идет о стабильном, давно существующем учебном предмете. Однако в отношении информатики как учебного предмета, который только переживает свое становление, мы сталкиваемся с действием меньшего числа факторов, а именно факторов 1–5, причем действие их достаточно явно и поддается анализу.

Применительно к отбору содержания обучения информатике в младшей школе, по нашему мнению, следует придавать наибольший вес третьему фактору, потребностям личности учащегося в развитии интеллектуальной, когнитивной, мотивационной сфер. В современной системе образования в младшей школе делается упор на формирование так называемых “учебных” умений и навыков, при этом развивающий компонент слабо представлен в учебной деятельности. Мы настаиваем на том, что в информатике в младшей школе развитие ребенка должно иметь приоритет. Это не отменяет, однако, и необходимости формирования общеучебных навыков, поддержки обучения другим предметам — это проявление фактора 4).

Также нельзя пренебречь фактором 2) — формированием у учащихся представлений об информационной картине мира, ценностного отношения к информации, равно как и фактором 1) — отражением современного состояния научно-практической сферы, связанной с информатикой (он соответствует дидактическому принципу научности).

При отборе и структурировании содержания обучения необходимо учитывать и ряд требований дидактического порядка, в первую очередь принципы системности и доступности. В соответствии с этими принципами следует выделять наименьшее возможное количество модулей (дидактических единиц) содержания обучения.

Детальный анализ указанных факторов и требований, а также требование доступности — простоты приводит к тому, что в содержании информационной подготовки в младшей школе следует выделить всего три содержательных модуля — дидактических единицы:

I. Информация и информационные процессы (и основы алгоритмизации).

II. Компьютер и его периферийные устройства. Программные средства.

III. Информационные и коммуникационные технологии.

Содержание этих модулей достаточно обособлено друг от друга, учебная деятельность при освоении этих модулей по своему характеру специфична, вести разработку материала, планирование и организацию учебного процесса можно независимо.

Программа по предмету «Информатика и ИКТ»

В некоторых образовательных программах можно столкнуться с большим количеством содержательных блоков или “линий”, однако провести границы между такими “линиями” можно лишь формально, учебная деятельность не обладает специфическими отличиями при их освоении, а неоправданное дробление и детализация дидактических единиц не способствуют рациональному планированию и организации учебного процесса, а также формированию системы компетенций учащихся.

Отбор блока “Информация и информационные процессы” обусловлен фактором 2) отбора содержания обучения — требованием закладки в младшем школьном возрасте основ мировоззрения. Этот блок часто называют в пособиях для старших классов “Теоретической информатикой”. Это неверно. Во-первых, такого раздела науки не существует. Это все равно, что говорить “теоретическая математика” или “теоретический русский язык”. Во-вторых, такое название подчеркивает, что обучение будет носить теоретико-ориентированный характер, то есть, как всегда, оторвется от практической деятельности, от текущих запросов и потребностей как формирующейся личности самого ребенка, так и общества в целом, и в этом обучении будет доминировать учитель как основной источник информации.

Кроме того, учебная деятельность этого модуля в начальной школе будет иметь явный развивающий характер. Важно, что знакомство с психическими процессами восприятия информации с помощью органов чувств, ее запоминание, переработка в процессе мышления с точки зрения информатики помогает учащимся осознанно управлять собственной познавательной деятельностью в процессе обучения.

Блок II — “Компьютер и его устройства. Программные средства” обусловлен учетом 1-го и 4-го факторов, он отражает современное состояние средств компьютеризации — аппаратного и программного обеспечения. Важным, связующим звеном всего материала является содержательный блок III — он определяется факторами 1, 3 и 4, т.е. одновременно знакомит учащихся с современными применениями средств информатизации, обеспечивает развитие интеллектуальной сферы ребенка и одновременно формирует общеучебные навыки, в том числе связанные с использованием компьютера в учебной деятельности.

Отобрав материал, необходимо структурировать его, выстроить в некоторой логической последовательности.

В последние годы в учебно-методической литературе по информатике стало традицией (проявление 4–7-го факторов!) организовывать учебный материал, начиная со сведений об информации и информационных процессах, т.е. с абстракций высокой степени общности, которые у детей младшего школьного возраста еще не могли сформироваться. В этом случае обучение оказывается ориентированным на заучивание материала без его понимания, так как не учитываются возрастные особенности формирования мышления детей.

Вообще существуют два альтернативных способа организации учебного материала: дедуктивный и индуктивный. Дедуктивный способ основан на том, что вначале вводятся абстрактные понятия, а затем они иллюстрируются, доказываются или обосновываются, рассматриваются их приложения и применения. Этот способ помогает сфокусировать внимание на абстракциях и предполагает преимущественно теоретический характер обучения, связан с доминирующим положением учителя как основного источника учебной информации. Дедуктивная организация материала позволяет за короткое время охватить сложные учебные темы. Второй способ — индуктивный — основан на построении материала “от практики”, от большого числа примеров и применений, к обобщению и постепенному “восхождению” до абстрактных понятий. Такой подход фокусирует внимание на процессах — мышления, логического вывода, учебной деятельности учащихся. Естественно, при индуктивном обучении легче может быть реализован личностно-ориентированный подход.

В младшей школе индуктивный подход к организации обучения в силу возрастных особенностей учащихся не имеет альтернатив, поскольку абстрактное мышление учащихся не сформировано, а его формирование — одна из задач обучения. Учет этого требования при обучении информатике в начальной школе диктует такую организацию учебного материала, которая начиналась бы со знакомства с предметами, конкретными объектами, затем действиями с ними, и в конечном итоге вела бы к абстрактным понятиям.

Так, начинать обучение целесообразно с модуля 2, “Компьютер и его устройства. Программные средства”. Этот модуль фиксирует внимание учащихся на непосредственном окружении — оборудовании кабинета вычислительной техники, компьютерах. В процессе развития предмета “информатика” в условиях недостатка компьютеров в школах, а там, где они были, разнообразия их моделей, сложился подход к разработке учебных курсов и пособий, не упоминающий о конкретных компьютерах, “задвигающий” сами компьютеры на задний план. Как уже говорилось, этот абстрактный подход неприменим в начальной школе.

По нашему мнению, начинать обучение нужно именно со знакомства с компьютерами. Вполне естественно, что в условиях обучения в компьютерном классе первое, что привлечет внимание детей, будут именно компьютеры — и противостоять логике познания мира ребенком, пытаться переключить его на абстрактные категории информации и информационного процесса было бы неоправданным насилием над психикой ребенка. Затем, когда компьютер утратит свою новизну (а это произойдет очень быстро!), необходимо переключиться на применение компьютеров — информационно-коммуникационные технологии, деятельность учащихся в информационной среде — это модуль 3. По времени освоение информационных технологий будет более длительным и займет значительную часть курса. Наконец, на базе освоения способов обработки информации с помощью компьютера происходит переход к обобщающим понятиям информации и информационных процессов, рациональным приемам обработки информации человеком с помощью мышления — модулю 1.

Заслуживает внимания и тот факт, что внимание и интерес учащихся начальной школы еще неустойчивы, склонны к самопроизвольному переключению, объем изучаемого материала ограничен, усвоение непрочно и требует периодического повторения. Полный курс информатики может быть построен в расчете на несколько лет обучения на основе концентров — годовых логически завершенных курсов, которые опирались бы на курсы предыдущих лет обучения. Изучение сложных тем целесообразно дробить на небольшие части, возвращаясь к ним на последующих этапах обучения — в следующих концентрах.

Предлагаемый курс рассчитан на 4 года обучения и имеет именно такую концентрическую структуру. На протяжении всех четырех лет основные изучаемые темы даются небольшими порциями, каждый год происходит возврат и повторение темы, продвижение вперед.

Представленный в комплексе (учебник + рабочая тетрадь + электронное приложение на CD) материал избыточен по отношению к любому учебному плану.

Так, в рабочей тетради имеется расширенный (по сравнению с учебником) набор заданий для самостоятельной работы, а в электронном приложении на CD, помимо большого количества тренажеров, дублируется в конспективном виде часть учебной информации из учебника в форме текста и медиалекций. Это значит, что буквальное “прохождение” учебного комплекса не предусматривается. Избыточность материала позволяет учителю вести курс вариативно, самостоятельно выстроить занятия, учитывать особенности контингента учащихся и их индивидуальные запросы и возможности, комбинируя групповую работу над учебником и тетрадью, индивидуальную работу с компьютером в классе, самостоятельную работу учащихся дома.

Комплекс предполагает высокую степень свободы и творчества учителя.

Итак, мы осветили, насколько это было возможно, характерные для любых методических рекомендаций вопросы “Зачем учить?” и “Чему учить?”. Далее мы обратимся к вопросу “КАК УЧИТЬ?” [9].

2. Как учить детей информатике в начальной школе?

Обучение может вестись в рамках самостоятельного предмета “Информатика, информационно-коммуникационные технологии” либо быть частью интегрированных образовательных областей за счет региональной или школьной компонент учебного плана.

Занятия с детьми проводятся один раз в неделю по подгруппам в количестве 10–12 человек.

Рекомендуется проводить занятия в кабинете вычислительной техники, активно используя имеющееся компьютерное оборудование, стандартное программное обеспечение, а также CD-диск, входящий в поставочный комплекс.

Качественная реализация программы курса возможна при наличии полного программно-методического комплекса, а также соответствующей подготовки педагогов к его применению в педагогической деятельности.

Структура комплекса по учебной ступени 1–4-х классов содержит основные (взаимосвязанные) составляющие:

  • настоящие методические рекомендации, включающие программу курса и являющиеся системообразующим элементом программно-методического комплекса;
  • учебное пособие (учебник) для моделирования познавательной деятельности учащихся;
  • учебную тетрадь, включающую комплекс практических заданий;
  • электронное приложение, содержащее инструментарий для моделирования самостоятельной деятельности учащегося на компьютере и средства мониторинга этой деятельности учителем.

Рассмотрим подробнее структуру учебного комплекса “Мир информатики”.

Комплекс по информатике для каждого года обучения в начальной школе “Мир информатики” содержит три упоминавшихся модуля, которые получили названия: “Здравствуй, класс компьютерный!” (посвященный компьютеру и программным средствам); “Поиграем, порисуем?” (посвященный информациионно-коммуникационным технологиям); “Мир, в котором мы живем” (посвященный понятию информации и информационным процессам).

В учебнике даны тексты для чтения и вопросы к прочитанному, задания, понятия и правила. Вопросы размещены в овальных фигурах синего цвета, понятия и правила приведены в овальных фигурах зеленого цвета. Не следует требовать от учеников механического заучивания правил и определений. Они должны быть освоены на понятийном уровне.

Для закрепления и усвоения материала используется рабочая тетрадь. В ней предусмотрены задания, при выполнении которых потребуются ножницы, клей и цветные карандаши. Одна из задач данного вида упражнений заключается в развитии мелких мышц руки ученика.

К каждому занятию имеется мультимедийный материал, представленный на CD-диске “Мир информатики”, 6–9 лет. В помощь учителю для проведения уроков на диске представлено 16 медиалекций, 12 тренажеров, 10 различных развивающих игр, 150 иллюстраций.

В методическом пособии предложена определенная структура урока, которая может быть изменена в зависимости от индивидуальных способностей и возможностей учеников класса, педагогического мастерства учителя.

Наличие домашнего задания является необязательным условием, но, на наш взгляд, оно желательно, так как дети за недельный срок могут забыть изученный на уроке материал. Домашнее задание должно быть несложным, может носить творческий характер. Его задачей является подготовить детей к предстоящему уроку информатики. В качестве домашнего задания могут быть предложены упражнения из рабочей тетради или учебника.

Для проведения физкультминутки в пособии часто используется упражнение “Зарядка”. Однако учитель сам может выбрать физкультминутку, которая, на его взгляд, в большей степени сочетается с содержанием урока. В приложении 1 к пособию предложены возможные варианты физкультминуток, которые обогатят методическую копилку учителя.

При подготовке к занятиям учитель может дополнять и расширять материал, который предлагается в данном пособии, учитывая возникающие проблемы, интересы и потребности учащихся.

На последнем занятии каждой учебной четверти рекомендуется проводить урок-обобщение “Чему мы научились”. Во время обобщающего урока можно использовать сказочные сюжеты, игровые персонажи, игры-соревнования, что позволит в непринужденной форме вспомнить, повторить и закрепить полученные теоретические знания, практические умения и навыки работы с персональным компьютером.

Литература

1. Мир информатики: Базовое учебное пособие для первого года обучения / Под ред. А.В. Могилева. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2003, 80 с.

2. Мир информатики: Базовое учебное пособие для второго года обучения / Под ред. А.В. Могилева. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2004, 88 с.

3. Мир информатики: Базовое учебное пособие для третьего года обучения / Под ред. А.В. Могилева. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2005, 120 с.

4. Мир информатики: Рабочая тетрадь для первого года обучения / Под ред. А.В. Могилева. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2003, 56 с.

5. Мир информатики: Рабочая тетрадь для второго года обучения / Под ред. А.В. Могилева. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2004, 58 с.

6. Мир информатики: Рабочая тетрадь для третьего года обучения / Под ред. А.В. Могилева. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2005, 64 с.

7. Мир информатики: CD 1–2-й год обучения / Под рук. А.В. Могилева. М.: Кирилл и Мефодий, 2002.

8. Мир информатики: CD 2-3-й год обучения / Под рук. А.В. Могилева. М.: Кирилл и Мефодий, 2003.

9. Могилев А.В., Булгакова Н.Н. Методические рекомендации к учебному комплексу “Мир информатики”. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2005, 144 с.

Примерное тематическое планирование уроков информатики в первый год обучения
(из расчета 1 час в неделю, 34 учебных занятия)


Комментарии

Информатика школьная программа 5-11 класс

Видеоуроки по школьной программе от опытных учителей Санкт-Петербурга и Москвы.
Ученикам — Посмотри видеоурок, чтобы лучше разобраться в теме или наверстать упущенное!
Учителям — Посетите открытый урок опытного коллеги или используйте видео как дополнительный материал
Директорам — Помогите учителю, заменяющему коллегу во время болезни или при отсутствии педагога

Продолжительность: 14:33:45
Качество видео: WEB-DLRip

Видеокодек: FLV/H.263
Битрейт видео: ~675 Kbps
Размер кадра: 640х360
Аудиокодек: MP3, 1ch
Битрейт аудио: 48.0 Kbps

Содержание

5 класс:
Глава 1. Устройство компьютера
01. Как устроен компьютер.
02. Ввод информации в память компьютера.Клавиатура.Группы клавиш.
03. Растровая и векторная графика. Основные понятия.
04. Cоздание и редактирование изображений в растровом редакторе PAINT.
05. Примеры создания изображений. Возможности использования инструментов в растровом редакторе PAINT.
06. Построение графических изображений по заданному алгоритму.

Глава 2. Основы работы с графической и текстовой информацией
01. Действия с информацией. Формы представления информации.
02. Кодирование информации. Двоичное кодирование. Единицы измерения информации.
03. Текст как форма представления информации.
04. Основы форматирования текста.
05. Форматирование текста по алгоритму.
06. Соединение текста и графики с помощью текстового редактора Word.

6 класс:
Программирование в ЛОГО:
01.Программирование в ЛОГО. Решение задач на составление линейных программ.
02. Программирование в ЛОГО. Создание циклических программ.
03. Программирование в ЛОГО. Создание циклических программ. Вложенные циклы. Многоугольники.
04. Программирование в ЛОГО. Процедуры с параметрами.
05. Программирование в ЛОГО. Окружность как многоугольник.
06. Программирование в ЛОГО. Переменная. Программы с ветвлением.
07. Информация и знания. Мышление и его формы.
08. Понятие как форма мышления.
09. Образование понятий.
10. Отношения между понятиями.
11. Суждение как форма мышления.
12. Умозаключение как форма мышления.

7 класс:
Программирование на Basic:
01. Циклы FOR STEP NEXT, DO WHILE LOOP, WHILE WEND.
02. Массивы и их использование.
03. Оператор условия. Сравнение величин. Арифметические действия.
04. Подпрограммы и процедуры.
05. BASIC. SELECT CASE. Цикл FOR STEP NEXT.
06. Сортировка массивов. Решение задач.

8 класс:
Глава 1. Теоретические основы информатики
01. Информатика — наука об информации. Информационные процессы в обществе, природе и технике.
02. Модели, их назначение, свойства и виды.
03. Информационные нематериальные модели. Компьютерное моделирование.

Глава 2. Компьютер как универсальное средство обработки информации
01. Архитектура компьютера. Принципы фон Неймана. Логические узлы компьютера. Выполнение программы.
02. Материнская системная плата. Процессор. Память компьютера основная и внешняя. Использование современных носителей информации DVD-ROM
03. Устройства ввода-вывода. Цифровые аудио- и видеоустройства. Компьютер и мобильная связь. Портативные устройства.
04.

Поколения ЭВМ.
05. Операционные системы.
06. Устройства ввода-вывода. Цифровые аудио- и видеоустройства. Компьютер и мобильная связь. Портативные устройства.

Глава 3. Алгоритмы. Свойства алгоритмов и способы их записи
01. Понятие алгоритма. Исполнители алгоритмов. Система команд исполнителя. Свойства.
02. Базовые алгоритмические структуры.
03. Классификация информационных объектов. Графы. Некоторые стандартные алгоритмы, основанные на математ.

9 класс:
Глава 1. Мультимедийная информация. Виды компьютерной графики
01. Введение. Обработка мультимедийной информации.

Глава 2. Обработка растровой графики
01. Ретушь и клонирование. Работа со слоями. Коллаж. Фотомонтаж.
02. Применение фильтров. Создание эффектов.
03. Работа с каналами. Использование альфа-канала.

Глава 3. Средства и технологии обработки числовой информации
01. Как и зачем обрабатывать числовую информацию. Приложения для обработки табличных данных. Основные понятия.
02. Функции. Графики функций. Диаграммы.
03. Решение квадратных уравнений и систем уравнений.
04. Моделирование процессов в электронных таблицах.
05. Решение оптимизационных задач.
06. Моделирование тестов.
07. Внедрение электронных таблиц в другие документы. Шаблоны. Вывод электронных таблиц на печать.

Глава 4. Технологии поиска и хранения информации. Базы данных
01. Современные информационные системы. Защита информационных систем.
02. Системы управления базами данных. Типы баз данных.
03. Приложения для создания баз данных. Основные понятия.
04. Работа с таблицами и формами.
05. Создание главной кнопочной формы и элементов управления.
06. Создание связей между таблицами. Поиск в базе данных. Сортировка данных.
07. Поиск данных с помощью фильтров. Виды фильтров.flv
08. Запросы и отчеты.
09. Макросы. Экспорт и импорт данных.

Глава 5. Компьютерная анимация
01. Анимация как мультимедийная технология. Создание анимации в графических редакторах.
02. Создание анимации в специализированных редакторах.

Глава 6. Проектирование и трехмерное моделирование

01. Обзор приложений для проектирования и трехмерного моделирования.
02.Проектирование и моделирование в решении учебных задач.

10 класс:
Глава 1. Моделирование процессов живой и неживой природы
01. Принцип адекватности модели. Границы адекватности построенной модели. Частота и относительная частота случайного события. Вероятнос.
02. Моделирование процессов в биологии. Модели неограниченного и ограниченного роста.
03. Метод Фон Неймана. Датчик случайных чисел ДСЧ.

Глава 2. Информационная деятельность человека и использование в ней компьютерных технологий
01. Методы обработки экспериментальных данных.

Глава 3. Логико-математические модели
01. Информационные и математические модели. Преобразование логических выражений.

11 класс:
Глава 1. Компьютер как средство автоматизации информационных процессов
01. Многообразие операционных систем. Монолитные и модульные системы. Windows, Linux, MacOS, Solaris, Unix.
02. Проектирование программного обеспечения на основе анализа информационных процессов. Алгоритмизация. Интерпретация и компиляция.
03. Логика и структура ПО офисного назначения. InfoPath.
04. Строение персонального компьютера. Понятие архитектуры, платформы.
05. Личное информационное пространство пользователя.
06. Виды и эволюция языков программирования.

Глава 2. Информационная деятельность человека
01. Общественные механизмы в сфере информации стандартизация и экономика.
02. Электронные СМИ и дневники. Законодательство.

Рекомендуется посмотреть

Комментарии

Добро пожаловать!


Уважаемый Посетитель, Вы находитесь на главной странице сайт учителя информатики Москва Кожихиной Татьяны Юрьевны. Этот информационный сайт создан для облегчения образовательного процесса ученикам и учителю информатики в его нелегком деле.

С внедрением компьютерной техники в сферы человеческой деятельности люди начали задумываться о том, чтобы создать новую научно-прикладную дисциплину информатику. Данный термин был впервые использован в 60-х годах во Франции. Англоязычные страны используют синоним computer science, что в переводе означает «наука о компьютерной технике».

Самостоятельная область дисциплины информатика стала определятся в нашей стране с начала 80-х годов, а через несколько лет уже была в школьной программе как самостоятельная дисциплина.
Информатика это наука определяющая человеческую деятельность связанную с процессами хранения, передачи и преобразования информация при помощи компьютера.

Рабочие программы по информатике ФГОС

Процесс изучения информатики включает в себя не только обучения работе на компьютере, но и умение целенаправленно его использовать.

Современная школа не знает более трудной профессии. Учителю информатики необходимо непрерывно следить за развитием вычислительной техники, а также за созданием новых программ и методами работы с ними.

Сайт находится в постоянной разработке и периодически добавляются материалы, так, что не переживайте, если сейчас не нашли что искали, напишите мне на почту и я обязательно добавлю.
В случае, если у вас возникли какие-либо вопросы, вы всегда можете связаться со мной.

Для этого необходимо нажать на ссылку “Связаться со мной” в правой части сайт и заполнить форму обратной связи.

Репетитор по информатике в Москве – это отличная возможность подготовиться к тестам или к экзамену ЕГЭ по информатике. Если Вы пропустили занятия в школе или Ваш учитель недостаточно хорошо объясняет темы, в таком случае без репетитора по информатике не обойтись.

сайт учителя информатики Москва

ОГЛАВЛЕНИЕ

Посвящение 3
Благодарность 4
О предмете и основаниях информатики 5
1. Булева алгебра 10
1.1. Базисные операции 10
1.2. основные тождества 12
1.3. Нормальные формы 14
1.4. Истолкование 17
1.5. Связки 25
1.6. Функции и отношения 35
1.7. Уравнения 45
1.8. О сущности алгебры 55

2. Алгебра множеств 64
2.1. Диаграмма Льюиса Кэррола 67
2.2. Истолкование алгебры множеств 75
2.3. Теоретико-множественные операции 92
2.4. Однокритериальный универсум. Модальности 107
2.5. Двукритериальный универсум. Отношение следования 121
2.6. Аристотелева силлогистика 133
2.7. О сущности отображений 151
Алфавитный указатель 169
Литература 175

 

Выявлена сущность булевой алгебры и ее расширений в пределах трехзначной логики Лукасевича. Средствами алгебры множеств и диаграмм Кэррола прояснена сущность модальностей, актуального следования и силлогистики. Предназначено стремящимся разобраться в основах информатики и безупречного рассуждения.

     
      Хотя эта книга написана мной единолично, быть ей или не быть — зависело не только и не прежде всего от моей воли и способности. Оказалось совершенно необходимым энергичное и ответственное участие других людей, которые, к счастью, своевременно пришли на помощь, за что всем им самая сердечная благодарность.
      Наипервейшее спасибо прекрасному человеку, бесподобному хирургу Борису Васильевичу Петровскому и его замечательным сподвижникам, без чьего искусного вмешательства возможность появления книги заведомо исключалась. Впрочем, победа медицины в данном случае достигнута а значительной степени благодаря и моей жене — Наталии Сергеевне Казанской, вынесшей главную тяжесть испытания.
      Безусловно необходимыми участниками являются три других нечаянно встретившихся мне человека — президент фонда «Новое тысячелетие» Умут Бейсенбаеана Ке-мельбекоаа, председатель Попечительского Совета этого фонда Ян Вильямович Сиверц ван Рейзема и председатель Эскпертного Совета Владимир Васильевич Яхненко. Именно они убедили меня в том, что такую книгу следует написать и взяли на себя заботы по ее изданию, а затем неназойливо, но постоянно интересовались, как идет работа (чтобы не останавливалась). Искренне благодарен им за доброту и внимание.
      А еще благодарю моих товарищей по работе — сотрудников научно-исследовательской лаборатории электронных вычислительных машин на факультете ВМиК Московского университета, основанной светлой памяти Сергеем Львовичем Соболевым и Иваном Семеновичем Березиным, вдохновившими нас на многие годы целеустремленной созидательной работы, результаты которой, увы, редко бывают востребованы. В особенности благодарю Владилена Петровича Розина, выполнившего редактирование и набор текста книги, а также Хосе Рамиля Альвареса, подготовившего необходимые средства редактирования.
      Н. Брусенцов. Ноябрь 1994 г.
     
     
      Гражданам прежней Отчизны моей В робкой надежде Что будут умней
      О предмете и основаниях информатики
      Информатика — слово новое: в словарях, изданных лет 15 — 20 тому назад, его не найти, а если и встретится, то не в современном значении, а скорее как синоним «книговедения», «библиографии». нечто связанное с реферативными журналами. УДК, институтами технической информации. Положение в корне изменилось вследствие стремительного распространения компьютеров и особенно после того, как французы стали употреблять термин tn/ormatique в значении, близком к computer science. Сегодня перед «информатикой» померкла даже “кибернетика»: информатизационные технологии, информатизация производства, науки, образования, информатизация общества… —
      все это информатика. Впрочем, сущность информатики таким образом не проясняется. Ведь не будет никакой разницы, если говорить о компьютерных или компьютеризованных технологиях и о компьютеризации названных сфер деятельности людей.

Примерная программа по информатике

Даже первоклассники знают, что информатика — это о компьютерах, обучение “компьютерной грамотности».
      Если же вникнуть в существо дела глубже, то обнаружится, что компьютеры представляют собой только новое техническое воплощение тех издревле разрабатываемых человечеством принципов и фундаментальных механизмов, в изучении которых и состоит прежде всего предмет информатики. Действительно, информатика — наука об информации. Информация же (от латинского tnformtio — изложение, разъяснение, истолкование; представление, понятие; осведомление, просвещение) в наиболее общем смысле термина есть отображение реальности. осуществленное в той или иной системе предназначенных для этого средств. Это. если угодно, продукт той самой способности саиоотражения материи.
      Отражение не следует понимать буквально, скажем, как отражение в зеркале. Конечно, оно может быть и копированием, и изображением или подражанием, но кроме того, возможно также постижение и выражение сущности (смысла) отражаемого — отображение сущности. Должно быть, именно эту последнюю разновидность информации древние греки связывали с термином логос (Хо^од). означавшим и слово, и речь, и рассуждение, рассказ, сочинение, и разум, понятие, смысл. От него происходит и логика (Хо^аеп’) — название науки, которая, если не тождественна информатике, то по меньшей мере составляет
      ее важнейшую часть, поскольку информатика занимается главным образом системами отображения.
      В ряду фундаментальных наук трактуемая указанным образом информатика занимает ключевое место. Аристотель (384 — 322 до н.э.), положивший начало этой науке и с поразительной глубиной разработавший важнейшие ее разделы, обозначенные им как «первая философия», «диалектика», «аналитика», «топика», сказал об этом так: «Ибо, будучи способом исследования, она прокладывает путь к началам всех учений». («Топика», кн. 1, гл.2, 101Ь 3).
      Было бы преувеличением сказать, что Аристотель создал информатику, хотя бы потому, что как систематической науки ее и сегодня еще нет. Впрочем, говорят же, что Аристотелем создана логика, и в сущности это верно, несмотря даже на то, что сам термин «логика» появился, пожалуй, уже после смерти создателя.
      Именно Аристотелем положена в качестве непременного начала этой науки, а вместе с ней и всех наук, аксиома о недопустимости противоречия:
      «Есть, однако, такие, кто, как мы сказали, и сам говорит, что одно и то же может в одно и то же время и быть, и не быть, и утверждает, что так считать вполне возможно. Этого мнения придерживаются и многие, рассуждающие о природе. Мы же приняли, что в одно и то же время быть и не быть нельзя, и на этом основании показали, что это самое достоверное из всех начал» («Метафизика», кн. 4, гл. 4, 1005Ь 35);
      “…очевидно, что противолежащие друг другу высказывания об одном и том же не могут быть истинны в одно и то же время» (1063Ь 15);
      “…нет ни одного прямого доказательства этих (положений), однако есть доказательство против того, кто принимает противное им» (1062а 30);
      “…и (тем самым) исключает возможность рассуждать» (1062Ь 20).
      Установив незыблемое основание, Аристотель построил на нем совершенную систему рассуждения — силлогистику, адекватно отображающую сущность элементарных взаимосвязей между объектами реальности и раскрывающую механизмы логики естественного языка. Выработанные таким образом приемы безупречного, доказательного рассуждения (выражаясь в современной манере — корректной обработки и анализа информации) позволили Аристотелю осуществить систематические и до сих пор не утратившие актуальности исследования в са-
      мых различных областях, включая философию, физику, политику, поэтику, психологию, этику. Таким образом он убедительно продемонстрировал универсальность и мощь своего «способа исследования», т.е. обоснованной и разработанной им системы достоверного отображения реальности, объективного анализа и истолкования информации.
      Представляется невероятным, чтобы наработанное Аристотелем мог сделать один человек, причем более двух тысяч лет тому назад. Но ничего чудодейственного в его наследии нет — все в пределах возможностей нормального человеческого ума, не гарантированного от ошибок и заблуждений, однако обретшего незыблемую точку опоры и безотказный метод. Гораздо трудней понять другое — почему современная нам информатика, насчитывающая в своих рядах сотни тысяч, а возможно, миллионы высокообразованных людей, «до зубов» вооруженных ультрасовременной математикой и сверхбыстродействующими компьютерами, не способна ни эффективно воспользоваться результатами Аристотеля, ни хотя бы разобраться в том, что им создано, в чем секрет его необыкновенных достижений особенно в интеллектуальных приложениях информатики, с которыми сегодня ничего подобного не происходит.
      Должно быть, неспроста содержание информатики все в большей степени подменяется проблемами информационной техники, которая действительно прогрессирует дьявольскими темпами, принося невиданные барыши ее производителям. Но какова истинная ценность этого прогресса при неразвитости принципов благотворного применения новой техники — на пользу она или во вред?
      Осторожно выражаясь, можно сказать, что большие надежды, возлагаемые на современную информационную технику в решении актуальнейших социальных проблем, таких как оптимизация управления народным хозяйством, совершенствование законодательства, повышение эффективности системы образования, подготовки кадров, развитие культуры, не оправдываются. Если же принять во внимание, что в названных областях положение неуклонно ухудшается при интенсивном наращивании мощностей и обновлении технических средств информации, то оценка будет значительно ужесточена. Странно, но чем больше возможностей, тем менее эффективно они используются, а нередко и прямо вредят делу, для которого предназначены.

К примеру, взять хотя бы сомнительную роль современной прессы, кино, радио и телевидения в насаждении благоразумия и морали.
      Не блещет современная информатика и как «способ исследования».
      который по мысли Аристотеля призван прокладывать путь к началам всех учений. В ней самой никакого систематического способа усмотреть невозможно. Более того, у информатики сегодня как бы два различных основания, два начала: одно, происходящее от Аристотеля. но основательно извращенное средневековыми схоластами, принято по традиции в гуманитарных науках; другое — разработанная в новое время преимущественно математиками символическая, или математическая, логика — предназначено для естественников и инженеров.

      Характерной чертой обеих логик, и гуманитарной, и математической, является их настойчиво подчеркиваемый формализм, заключающийся в стремлении осуществлять рассуждение, не вникая в смысл того, о чем рассуждают, а исходя из «формы» выражения этого смысла. Подобный «способ*’, кстати, диаметрально противоположный аристотелеву. крайне затрудняет разработку, освоение и применение информационных систем, а прокладываемый им “путь к началам всех учений» оказывается если и проходимым, то с немалыми препятствиями.
      Свидетельством того, что дело обстоит именно таким образом, служит то, что при решении насущных проблем люди, как правило, предпочитают не пользоваться формальной логикой, полагаясь на «здравый смысл», а также тщетность бесчисленных попыток включить обучение основам логики в систему общего образования, что. без сомнения, необходимо и в случае благоразумной реализации могло бы радикально повысить эффективность просвещения, открывая этим возможность успешно преодолевать и многие другие трудности. Но внедрение формализма приводит, как известно, к противоположным результатам.
      Несостоятельность формализма убедительно подтверждается и неблагополучным положением в самой информатике. Впечатляющие достижения электроники создают видимость стремительного прогресса компьютерной информатики, информатизации буквально всех сфер жизни, но в действительности происходит нагнетание компьютерной техники в эти сферы, как правило, без основательной оценки последствий, которая и не может быть произведена ввиду неразвитости принципиальных составляющих информатики, т. е. собственно информатики как науки об отображении реальности.
      По этой же причине практически не прогрессируют интеллектуальные применения компьютеров, хотя разговоры об искусственном ин-
      теллекте ведутся с самого начала «компьютерной эры». Ясно, что компьютер — орудие интеллекта, но создавать машинный интеллект, не разобравшись в таких непременных компонентах любого интеллекта, как отношение следования или силлогистическая необходимость, безнадежно.
      Традиционная (гуманитарная) логика, предпочтя формалистическую манеру стоиков (Лукасевич, стр. 55), в частности, Хрисиппа (ок. 280 — 208 до н.э.) содержательному рассуждению Аристотеля, заимствовала у последнего его фигуры и модусы силлогизма как догматические правила, которые каждый изучающий логику обязан знать наизусть (Челпанов, стр. 86). Математическая логика в результате неоднократных попыток все еще не пришла к адекватному выражению отношения непарадоксального следования и не находит возможности корректно отобразить в своих системах аристотелеву силлогистику, которая будто бы не соответствует требованиям математики (вполне соответствуя, однако, логике естественного языка людей, при умелом употреблении безупречно работающего и в математических рассуждениях!).
      Система Аристотеля действительно не так проста, чтобы ее можно было воспроизвести на основании примитивных представлений. Вместе с тем, ей присуще неоспоримое преимущество перед прочими системами — в ней адекватно отображена логика человеческого рассуждения, оиа находится в полном согласии с опытом и со здравым смыслом. Поэтому именно эта система должна быть положена в основание информатики, чтобы обеспечить возможность успешного развития последней. А что касается мнений о несовместимости представлений Аристотеля с концепциями современной математики и невписываемости отношений силлогистики в математическую логику, то эта книга посвящена как раз опровержению этих мнений и показу того, что все в точности вписывается.
     
      1. БУЛЕВА АЛГЕБРА
     
      Булева алгебра — сравнительно простая, естественная и вместе с тем весьма мощная система отображения, квалифицируемая нередко как фундаментальная в том смысле, что составляет удобную основу для построения более сложных систем. Булевой, или булевской, эта алгебра названа в честь англичанина Джорджа Буля (1815-1864). который положил начало практической алгебраиэации мышления, изобретя первую алгебру логики (Стяжкин, стр. 320).
      Формально изобретение заключалось в том. что обычная числовая алгебра с ее операциями сложения, вычитания, умножения и деления была использована с множеством значений, включающим только два числа — 0 и 1. Оказалось, что вычисления на таком множестве моделируют логику рассуждения — достоверность тех или иных выводов из принятых посылок вычислима в двузначной арифметике.
      Этот поразительный результат стимулировал быстрое увеличение активности, направленной на создание и исследование систем так называемой символьной, или символической, логики, которая сегодня более известна как математическая логика. Булева алгебра, выработанная путем обстоятельного усовершенствования того, что было предложено самим Булем, представляет собой наиболее законченную, всесторонне изученную и эффективно применяемую часть этой интенсивно развивающейся области знания.
      1.1. Базисные операции
      Как математический объект булева алгебра вполне аналогична послужившей ей прототипом числовой алгебре, но отличается от нее набором базисных операций и множеством значений, на котором они определены. В соответствии с концепцией Буля это множество содержит лишь нулевой и единичный элементы. Базисных операций всего три: одна одноместная (одаооперашшая, монарная) и две двуместные (бинарные). Принципы организации и функционирования, свойственные числовой алгебре, полностью сохранены: основная конструкция (выражение) строится при помощи скобок (или эквивалентных правил бесскобочного синтаксиса) путем применения операций к ранее образованным тем же путем выражениям, которыми на каком-то этапе этого пути оказываются не детализируемые далее, иехобные, символы, называемые обычно терминальными, или терминалами.
      Например, выражение (а+2)(Ъ-с/3) представляет собой произведение выражений а+2 и Ъ-с/3 , первое из которых построено непосредственно из терминальных символов а, 2, второе же — из терминала Ъ и выражения с/3.
      Выражение, входящее в составное выражение в качестве его подвыражения, называют вложенным в него. Вложенность естественно приводит к иерархии и рекурсии.
      Одноместную операцию булевой алгебры сами алгебраисты называют дополнением, а логики и другие пользователи этой алгебры — отрицанием. О причинах и последствиях этого разногласия будет сказано в дальнейшем.
      Двуместная мультипликативная (типа умножения) операция в булевой алгебре называется конъюнкцией, или логическим умножением, двуместная аддитивная (типа сложения) — дизъюнкцией, а иногда логическим сложением.
      В качестве знака дополнения-отрицания применяются: штрих, черта над операндом, а также префиксы ¦> и «минус». Так, выражение «дополнение х » в зависимости от используемых обозначений может быть представлено в следующих вариантах: ж’, х. и, -х. Впрочем,
      не исключены и какие-нибудь иные.
      Знаком дизъюнкции, как правило, служит v (первая буква латинского vet — «неразделительное или»). Конъюнкцию обозначают этой же буквой, перевернутой верхом вниз — л, а иногда знаком & либо «точкой». Нередко знак конъюнкции просто опускают, подобно знаку умножения в числовой алгебре. Поэтому возможны следующие разновидности выражения «конъюнкция х.у «: жлу. х&у. х-у. ху.
      Исчерпывающим определением перечисленных базисных операций служит таблица:
      Базисные операции булевой алгебры…
      Определение каждой из операций представляют также в форме матрицы значений, порождаемых данной операцией в точках с целочисленными декартовыми координатами (я.у):…
      Все эти определения носят, конечно, чисто арифметический характер. Например, определение конъюнкции является ни чем иным, как таблицей умножения чисел О, 1. Алгебра же начинается с выявления присущи операциям свойств с целью установить законы тождественного преобразования выражений.
      1.2. Основные тождества
      В общем случае выражение состоит из знаков операций, букв и цифр, обозначающих те объекты, к которым применяются операции, и скобок, регламентирующих вложенность.

В частности, выражением является и отдельная буква или цифра (а в иных системах и отдельный знак операции).
      Вместе с тем, всякое выражение, подобно отдельной букве, может быть объектом операций (операндом) и так же как буква способно принимать значение из допустимых в булевой алгебре О и 1. Различие в том, что букве ее текущее значение придают непосредственно (присваивают), а значение выражения вычисляется, или оценивается, путем выполнения всех предписанных в нем операций над текущими значениями входящих в него букв и подвыражений в порядке их вложенности. Впрочем, можно и обратно, фиксировав значение выражения. устанавливать обеспечивающие его наборы значений букв.
      Выражение, содержащее к различных букв, может быть вычислено на 2к различных наборах значений этих букв и сопоставляет таким образом каждому из них (принимает на нем) однозначно определенное значение. Два выражения с одним и тем же набором букв называются тождественными (выражающими одно и то же), если на любом из наборов значений, присвоенном их буквам, значения этих выражений совпадают (одинаковы, равны).
      Тождественность, или тождество, выражений принято обозначать знаком тождества который, будучи помещен между двумя выражениями. свидетельствует, что они тождественны друг другу. Нетож-дественность обозначаются перечеркиванием знака тождества. Например: х = х, х’ а х, х а у. Всякая буква предполагается тождественной сама себе и не тождественной любой другой букве.

      КОНЕЦ ФРАГМЕНТА КНИГИ

FILED UNDER : IT

Submit a Comment

Must be required * marked fields.

:*
:*