admin / 26.09.2018
.
Содержание
На этой странице приведены определения краудфандинга, встреченные нами на просторах Интернета. Давайте все вместе разберёмся в том, что же такое краудфандинг.
Wikipedia
Краудфа́ндинг (народное финансирование, от англ.
Помощь проектам на Kickstarter.com в Украине
сrowd funding, сrowd — «толпа», funding — «финансирование») — это коллективное сотрудничество людей (доноров), которые добровольно объединяют свои деньги или другие ресурсы вместе, как правило через Интернет, чтобы поддержать усилия других людей или организаций (реципиентов).
Евгений Гаврилин, Boomstarter
Краудфандинг – это народное финансирование, процесс в котором люди платят деньги и должны что-то получить взамен. Люди дают деньги автору, у которого есть интересная идея. Автор же предлагает что-то людям взамен: продукт или услугу. Люди же фактически покупают то, чего ещё не существует.
Федор Мурачковский, Planeta.ru
Краудфандинг – это софинансирование, сопричастность к созданию какого-либо проекта. Спонсор принимает активное участие в заинтересовавшем его проекте, вкладывает туда свои собственные средства и получает от этого какую-либо выгоду.
Анна Ошарова, эксперт по краудфандингу
Краудфандинг – это частный случай фандрайзинг (общественного финансирования). Его ключевым отличием от фандрайзинга, является то, что в краудфандинге спонсор получает что-то в ответ на свои вложения – продукт, услугу или награду. Финансирование является только маленькой частью большого процесса краудфандинга. Основное – это вывод продукта на рынок.
Василина Горовая, Planeta.ru
Краудфандинг – это система привлечения финансирования для реализации идеи. В благодарность за поддержу, автор тем или иным способом благодарит спонсора за финансовый вклад в проект. Краудфандинг позволяет получить финансирование и привлечь внимание аудитории к идее или проекту.
Юрий Лисов, Crowdhunters
Краудфандинг – это когда автор через специальный сайт рассказывает о своей идее, о том, что он хочет сделать и указывает, сколько ему нужно денег, чтобы идея состоялась. Любой желающий может автору дать денег столько, сколько он считает нужным. Каждый спонсор получает от автора определённое вознаграждение. Если за установленное время определённая сумма собирается – автор её получает. Если не собирается, деньги возвращаются обратно всем спонсорам.
Стас Козловский, Wikimedia
Краудфандинг – это народный сбор средств на конкретный проект.
Гари Хаксвит
Краудфандинг – это не просто финансирование, это причастность людей к проекту. Это не попрошайничество, это вовлечение людей в реализацию проекта.
Катерина Чечулина, Planeta.ru
Краудфандинг (народное финансирование, от англ. «crowdfunding», «crowd» – толпа, «funding» – финансирование) – коллективное сотрудничество людей, которые добровольно объединяют свои деньги или другие ресурсы вместе, как правило через Интернет, чтобы поддержать усилия, проекты других людей или организаций. У сбора денег через краудфандинг должна быть заявленная цель, определена цена её достижения, калькуляция всех расходов и ход сбора должны быть прозрачны для публики.
Дарья Алексеева, Теплица социальных технологий
Краудфандинг – это модель финансирования социальных и общественных инициатив/проектов, основанная на идее группового инвестирования – когда проект поддерживают большое количество людей, чаще всего через интернет.
Михаил Зельдин, Crowdhunters
Краудфандинг – это совместная организация какого-либо процесса, в котором люди выступают в роли спонсоров.
Поделиться
Плюсануть
Поделиться
Класснуть
Сайт рассчитан на американскую и европейскую аудиторию, но возможность добавить свой проект россиянину все же есть, но это очень трудно и затратно. При…
Я не мог не написать про этот суперский проект который уже дал нам технологии будущего ! (браслет-телефон, складной велосипед, шлемы виртуальной реальности, очки дополнительной реальности, удобный шлем для мотоциклистов с задней камерой и…
В этой статье я хочу поделиться знаниями, приобретенными во время моего исследования краудфандинговой площадки Kickstarter.com. Я буду писать с точки зрения разработчика компьютерных игр, так как это моя профессия, но все описанное подходит и для других проектов. Кроме того, я поясню некоторые совсем очевидные вещи — по полученным недавно вопросам они оказались не такими очевидными, как мне казалось.
Кикстартер — это американский портал по «народному финансированию» (crowdfunding). Если кратко, то обычные люди скидываются на самые разные проекты, которые им нравятся — будь то тяжелая подставка для айфона из металла, танцевальный проект или игра. Последними нашумевшими новостями в области игростроя стали достижения Брайана Фарго, собравшего на свою игру «Wasteland 2» $2,933,252 и Тима Шейфера, собравшего на «Double Fine Adventure» $3 336 371.
Но это звезды игровой индустрии, которых все знают. Их коммьюнити формировались десятилетиями и насчитывают десятки тысяч игроков. Многих интересует вопрос: может ли молодая и неизвестная команда собрать себе средства на разработку игры с помощью Кикстартера?
По статистике, предоставленной командой Кикстартера, только 25% игровых проектов собирают необходимые средства.
В эту статистику входят проекты звезд индустрии геймдева, так что шанс молодых и неизвестных команд еще ниже — по моей субъективной оценке, не более 15%. Много это или мало — решать вам.
В первую очередь, успешность проекта зависит от наличия пяти элементов:
Самая большая сложность для отечественных команд — это то, что Кикстартер работает с платежной системой Amazon Payments. А Амазон Пейментс не работает ни с кем, кроме резидентов Соединенных Штатов. Иными словами, если вы — не американец, то попасть на Кикстартер, как разработчику, вам будет трудно. Сами платежи принимаются со всего мира — стать «бекером» (англ. backer), то есть, человеком, поддержавшим проект, вы сможете, если у вас есть обычная банковская карточка.
Но решения есть всегда. Если вы разработчик, и у вас есть партнеры в США — надежные друзья или родственники, — вы можете договориться с ними. Заключив с вами договор, они смогут стать вашими представителями и создать для вас проект на Кикстартере. Это — самое простое из всего того, что вам предстоит сделать. Кроме того, вы можете сами открыть счет в банке США (необходимо личное присутствие). Этого будет достаточно, чтобы запустить свой проект на Кикстартере.
Следующей сложностью является низкий органический трафик. На Кикстартере довольно плохо организован поиск проектов или их предоставление аудитории, отсутствует единое коммьюнити — поэтому без статей на топовых тематических сайтах и широкого распространения информации о вашем проекте в средствах массовой информации сам по себе проект вряд ли соберет нужную сумму. Именно поэтому вышеописанный пункт номер 5 так важен. Если вы хотите преуспеть, то искать контакты, договариваться о статьях и ревью придется заранее.
Кроме того, вам очень будет нужна помощь ваших бекеров. Без их поддержки шансы минимальны. Можно распространить информацию на сотне небольших сайтов, тематически подходящих вашему проекту — но есть общее мнение создателей проектов, что статья на одном крупном сайте принесет больше пользы, чем на сотне мелких. Конечно, это не значит, что мелкими порталами надо пренебрегать; если есть возможность размещения там информации, обязательно нужно это делать.
Но и это еще не все. Многие проекты не учитывают стоимость изготовления наград, которые они обещают бекерам. Например, один проект заявил в качестве наград кофты с символикой, производство которых вместе с пересылкой почтой стоило больше, чем сумма, которую заплатили бекеры (к сожалению, не могу найти конкретно этот линк). Еще один пример — другая команда, у которой вкупе с налогами, не посчитанной стоимостью звуков и музыки, недооцененной стоимостью изготовления наград осталось на разработку всего $4 000. Поэтому очень тщательно считайте стоимость изготовления всего игрового контента, всех призов, пересылки (международная пересылка стоит порядка $15).
Например, белорусская игра «Legends of Eisenwald» успешно получила финансирование: небольшое, всего $83 577. Но все же это успех при всех тех сложностях, с которыми сталкивается отечественная команда. Это первая игра из стран СНГ, собрала такую серьезную сумму на Кикстартере. Сейчас разработчики «Легенд Ейзенвальда» считают, что вполне могли бы собрать и вдвое больше. Однако, русские (и жители СНГ) практически не поддержали проект: порядка 70% финансирования пришлось на американскую аудиторию, 15-20% на немецкую и оставшееся — на всех остальных.
Второй отечественный проект – «al-Skyjacker» – поставил себе цель в $200 000. Для самого проекта подобного уровня это совсем немного, особенно при том, что у проекта уже есть играбельная демо-версия. Однако, видимо жанр космических симуляторов (достаточно хардкорный и нишевой сам по себе), происхождение команды и такая сумма испугала американских бекеров. Сейчас Skyjacker пошел на второй заход, с учетом ошибок предыдущей (отмененной) кампании.
Но даже если проект не соберет нужную сумму, разработчик далеко не в накладе (конечно, при условии, что он выживает без необходимых средств): его проект получает известность. За проектами на Кикстартере следят как обычные пользователи, так и блоггеры, тематические информационные порталы, обсуждают на форумах и в личном общении. Это позволяет формировать коммьюнити и, если проект будет таки сделан, запуститься уже с каким-то неплохим (для начала) количеством игроков. Кроме того, пока что на Кикстартере нет запретов на повторную подачу проекта. Получив опыт и фидбек от вашей аудитории, вы сможете улучшить ваш проект, учесть замечания и внести правки, затем подать заявку еще раз. Единственное, что вы скорее всего не сможете изменить — это вашу страну и «национальную принадлежность» проекта (реальную, а не ту, что указана на сайте).
Кроме того, все проекты походят модерацию перед публикацией, так что если проект просто так перезапущен, высока вероятность отказа в его публикации.
Этой статьей и своим опытом я надеюсь пробудить в наших разработчиках оптимизм, а в игроках — чувство патриотизма. Ведь Россия — огромная страна, с огромным количеством игроков. Собравшись вместе, мы вполне можем показать американцам, что наши проекты тоже имеют будущее на Кикстартере, что они ничуть не хуже. Главное — чтобы появился подходящий проект. Скоро мы, с учетом опыта наших коллег и всего вышеописанного, подадим наш проект на Кикстартер. Чтобы не нарушить правила Хабры, ссылку давать не буду — как я понимаю, это может быть причислено к рекламированию. После этого мы надеемся, что наши люди будут проявлять больший интерес к соотечественникам на Кикстартере. Произойдет ли соревнование между нашей аудиторией и аудиторией США? Думаю, сейчас — вряд ли. Но в дальнейшем вполне может быть, ведь если посмотреть на английские проекты — их сильно поддерживают англичане (чего только стоит один Totalbisquit и его CynicalBrit). Кстати, у нас таких сильных коммьюнити лидеров я не знаю. Ну и конечно все зависит только от нас самих, наших игроков и разработчиков — и от того качества, которое могут предложить разработчики игрокам. Если сформируется отечественное краудфандинговое коммьюнити, то это даст огромный толчок нашим инди-девелоперам. Касательно индустрии отечественных игр, могут произойти огромные перемены: игры будут делаться такими, какие хотят игроки. Разработчики больше не будут поставлены в интересную позу и смогут сами решать, что им делать; какие игры они хотят делать; какие игры действительно интересны, а не являются всего лишь средством заработка денег их «патронов» (кем бы они ни были, пальцем показывать не буду).
Принимает платежи, переводит деньги от бекеров разработчикам и занимается проверками счетов, карт и прочими финансовыми моментами payments.amazon.com. Одной из основных проблем для иностранцев на Кикстартере является Амазон — именно он работает только с резидентами США. Сейчас, насколько мне известно, Кикстартер ищет способы решить эту проблему и стать международной площадкой.
Польза Амазона — прекрасная система приема платежей. Я считаю, что именно поэтому бекеры так смело и щедро поддерживают проекты на Кикстартере. Суть ее проста: вы можете поддержать проект любой суммой (от $1 до $10 000). Но до тех пор, пока проект не соберет запрашиваемую минимальную сумму, деньги остаются у вас на счету. Амазон их блокирует, но ваш счет они не покидают. Это придает бекерам уверенность и спокойствие. В любой момент они могут изменить свою ставку на Кикстартере, или вообще ее отменить (и это происходит у любых проектов — к этому надо быть готовым и относиться с пониманием).
В случае, если проект успешен — деньги переводятся Амазоном в этот момент. В случае, если проект не собрал нужную сумму (хотя бы $1) — платеж отменяется и деньги никуда не переводятся.
Амазоном могут пользоваться не все, поэтому многие разработчики на своих сайтах делают дополнительный прием платежей через PayPal (и/или другие платежные системы). Для примера: один игровой проект собрал около $580 000 на Кикстартере и на своем сайте (через PayPal) добрал порядка $35 000 (точные цифры не помню, но порядки такие). Таким образом, смысл дублировать прием платежей через альтернативные платежные системы конечно есть.
Сайт статистики проектов на Кикстартере — Kicktraq.com. Прежде, чем создавать проект на Кикстартере, настоятельно рекомендую изучить там схожие проекты, ежедневный приток бекеров, средний платеж и прочее.
Группа Русские на Кикстартере — для тех, кому интересно развитие русской аудитории на Кикстартере, у кого есть какие-то вопросы или мысли касательно Кикстартера (ее же упоминал Александр Дергай в своем интервью) и полученный там опыт.
Спасибо за информацию, советы, подсказки и прочую помощь в написании этой статьи: Александру Дергаю (Legends of Eisenwald), Евгению Жукову (al-Skyjacker), Vic Wertz (The Terah Project) и Chris Pope (Two Guys from Andromeda).
Когда Kickstarter отклонил Lockitron, основатели проекта Кэмерон Робертсон и Пол Герхард сделали свой собственный сайт для краудфандингового сбора средств. Уже спустя 24 часа они достигли своей цели, собрав предзаказов на $150000, а к концу 30-и дневной кампании они набрали почти 15000 заказов на 2.3 миллиона долларов.
Десятки других предпринимателей обрывали их телефоны, желая узнать, как им это удалось. Робертсон и Герхард решили расшарить код своего краудфандингового сайта Selfstarter на GitHub, чтобы каждый мог бесплатно загрузить и модифицировать их наработки. Это крайне привлекательный вариант для технически подкованных фаундеров, не удовлетворившихся требованиями Kickstarter’а и его собратьев.
Робертсон сообщает, что с конца прошлого года как минимум шесть проектов запускались на платформе Selfstarter. Один из них, «Scout», проект системы домашней безопасности, начинающий отгрузки в этом году, собрал больше $300000.
Работа в обход традиционных краудфандинговых платформ позволила «Scout» еще долго продолжать собирать предварительные заказы после окончания традиционного краудфандингового месячного срока; это также означало отсутствие дележа собранных средств между фаундерами и краудфандинговой площадкой. «Selfstarter сэкономил нам примерно $13000 на сборах», говорит Дэн Робертс, чикагский фаундер «Scout».
Мы поговорили с Робертсоном о том, что может предложить Selfstarter другим предпринимателям, собирающим предварительные заказы и о том, что вообще предпринимателям необходимо знать перед тем, как ступить на путь DIY краудфандинга.
На что вы рассчитывали, начиная раздавать платформу Selfstarter?
Мы тем самым рассчитывали убить сразу двух зайцев. Во-первых, мы дали людям возможность использовать альтернативный путь. Во-вторых, мы рассчитывали продемонстрировать недостатки некоторых краудфандинговых платформ при работе с проектами подобного типа. Kickstarter сталкивается с массой проблем в случае запаздывания отгрузки, когда люди начинают требовать свои деньги назад. Selfstarter дает вам гибкость, вы всегда можете сказать: «Мы можем взять деньги авансом или мы можем подождать и взять деньги после отгрузки». Это смещает риск с бэкеров на создателей проекта.
Есть ли другие плюсы устранения посредника?
Ну, все просто очень возбуждены, пресса и профильные сайты переполнены ссылками на ваш проект, и теперь все эти ссылки ведут не на Kickstarter, а прямиком на ваш сайт. И вы не потеряете (в терминах SEO) длинный хвост трафика. Это очень сильно продвигает вас, как компанию, а не только как создателей проекта.
Чего ожидать будущим пользователям Selfstarter?
Selfstarter это только лишь фреймворк. Это точка отсчета. Это не коробочное решение для краудфандинга. Selfstarter, например, не умеет отправлять уведомления бэкерам по электронной почте. У него нет административной панели, где вы можете легко исправить ошибки или изменить адрес получателя. Он требует достаточно немаленького времени на доведение до ума.
Какие советы ты можешь дать предпринимателям, заинтересовавшимся Selfstarter?
Мы рекомендуем тщательно взвесить все плюсы и минусы запуска своей собственной краудфандинговой кампании.
Есть ли для этого действительно серьезные причины, или ваш проект просто не принимают на готовой платформе? Если единственная причина состоит в желании сэкономить на 5-и процентных сборах Kickstarter или Indiegogo, думаю, вам нужно обдумать ситуацию еще раз. Преимущество использования готовой платформы в том, что она многократно протестирована, и ее разработчики постоянно работают над работоспособностью и расширением функционала. Но, если ваша команда уже имеет большой штат разработчиков ПО, и если Kickstarter отклонил ваш проект, то, я думаю, Selfstarter может стать отличной альтернативой.
Это перевод статьи «Crowdfunding Without Kickstarter» из журнала «Entrepreneur».
Сноски и ссылки:
Закладка Постоянная ссылка.
FILED UNDER : IT